Сегодня этому шедевру отведен целый зал Государственного музея в Амстердаме. Ежедневно толпы людей приходят взглянуть на него, но мало кто догадывается, что выглядит картина в наши дни не совсем так, как задумал и написал ее гениальный мастер.
Творению великого голландца не повезло как минимум трижды. Сначала заказчики не впечатлились увиденным и отказались платить. А были это, между прочим, товарищи из стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга, пожелавшие получить свой групповой парадный портрет.
И им не очень понравилось, что выглядят они на картине недостаточно бравыми вояками. Кроме того, на полотне полно каких-то праздных прохожих, в том числе яркая фигура непонятной девчонки...
Потом страсти вроде бы улеглись, но картину в 1715 году переносили в Амстердамскую ратушу - и варварски обрезали значительный фрагмент, чтобы вписать полотно в залу.
И наконец, потомки потеряли настоящее название шедевра! А виной всему не самые благоприятные условия, в которых столетиями находилось полотно, с самой середины XVII века, когда было написано. Сегодня мы не можем даже с уверенностью сказать, какими красками писал его великий Рембрандт. За три века соседства с коптящим сальными свечами поверхность картины покрылась прочным налетом. Вот поглядев на все это, искусствоведы и решили, что действие происходит в ночную пору. Значит, будет называться "Ночной дозор".
И только значительно позже, очистив от наслоений копоти небольшой коголок, реставраторы увидели, что улица на картине вообще-то залита солнечным светом. К сожалению, вернуть первоначальный колорит гениальному произведению уже не удастся...