10 мая 1961 года, свежезапущенный в эксплуатацию Чайковский шлюз. Эйфорическая советская неделя праздников. По шлюзу, сданному в работу два дня назад, готовятся спуститься два корабля - пассажирский пароход "Дмитрий Фурманов" и груженый лесом теплоход "Криуши". Ничто не предвещает трагедии.
Или предвещает?
Двумя годами ранее, уже в ходе строительства, отвечая призыву Никиты Хрущева удешевить, ускорить, упростить строительство ГЭС, Ленгидропроект осуществил перепроектирование шлюза, определив однокамерный вместо двухкамерного.
В своем обращении Хрущев красноречиво нарек, что "запасы прочности неоправданно большие" и "нужно всячески экономить материалы".
В дни перед сдачей проекта (приуроченного, конечно, к торжествам в честь 1 мая), работы велись в авральном режиме и все равно критически не успевали быть завершенными.
И вот, 7 мая комиссия приняла левую камеру шлюза. Правая к сдаче планировалась 20-го, но перечень работ далеко выбивался из графика.
10 мая в левой камере готовились шлюзоваться два корабля. Пассажирский Дмитрий Фурманов и сухогруз Криуши. Фурманов был построен на заводе "Красное Сормово", ставший печально известным в 70-е аварией при строительстве атомной подлодки.
Судна подали сигнал о готовности, будучи пришвартованными у правой, внутренней, стенки шлюза. Спустя пятнадцать минут стенка пришла в движение и обвалилась.
На расстоянии 110 метров стенка завалилась в межкамерное пространство, образовав проран, в который хлынула вода.
Межкамерное пространство и правая, недостроенная, камера были мгновенно затоплены. В образовавшуюся под напором воронку потянуло пассажирский пароход. На борту были 423 пассажира и 52 члена экипажа.
Команда обрубила швартовы, дала полный задний ход машинам, но корабль продолжало затягивать. С грузового парохода бросили концы, началось сопротивление воде.
Под напором воды распахнулись ремонтные ворота, людям подавались веревочные лестницы, часть из них самостоятельно перепрыгнула на сухогруз. В водоворотах метались обломки конструкций, строительный мусор и уцелеть, оказавшись в воде было слишком мало шансов.
Погиб 21 человек, 15 получили ранения. Ошибок в исполнении проекта найдено не было, но сроки получили председатель пусковой комиссии и главный инженер. "Условно", как написал на уже готовых приговорах Председатель Президиума Верховного Совета СССР после прошения начальника строительства ГЭС.
Следовательно, ошибки были в проекте. Бросать, однако, тень на Ленгидропроект было не к месту, не вовремя. Велось строительство Асуанского гидроузла на Ниле, в Египте, где проектные работы составляла та же компания. Косвенно вину Ленгидропроекта подтверждает отсутствие наград и медалей проектировщикам.
Ущерб советскому бюджету составил более 2,5 миллионов. Радиостанция "Голос Америки" передавала новость о трагедии в Союзе с более, чем сотней жертв. Физический, человеческий и репутационный ущерб был непоправимым.