Швейной машинке "Зингер", прочно вошедшей в русскую культуру, даже поставили памятник в Новосибирске. И за ней периодически охотятся антиквары и люди, желающие заработать. Но почему так происходит?
В советские времена ручная швейная машинка Подольского механического завода была второй ценностью любой семьи после телевизора. Увесистый деревянный чемоданчик с закругленной крышкой тщательно берегли. В детстве устройство с элегантными очертаниями и изысканным стилем было рассматривать с таким же интересом, как и ковер на стене. Все дело было в том, что подольские швейные машинки получили внешний вид и устройство от дореволюционных изделий и были точной копией американских швейных машинок фабрики "Зингер".
Первую машинку "Зингер" выпустила в 1851 году. Спустя 10 лет продукцию уже знал весь мир, благодаря качеству машинок и активной продаж франшиз. В начале XX века предприятие "Зингер" добралось до Подмосковья, где в Подольске американская компания выкупила участок земли под производство.
Скоро завод превратился в самое мощное в Европе предприятие по выпуску швейного оборудования. По стране работало три тысячи фирменных магазинов, а купить продукцию можно было во всех городах от Москвы до Сахалина. Подольские машинки отправляли и за рубеж - в Китай, Персию, Японию.
Благодаря темпам производства, российский филиал компании смог позволить себе роскошный офис в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. В нем были лифты и автоматическая очистка крыш от снега.
В 1917 году Подольский завод остановился, но оборудование сохранилось во время двух революций и Гражданской войны, благодаря чему в 1923 года производство машинок возобновилось, но уже под торговыми марками "ПМЗ" (Подольский механический завод) и "Госшвеймашина".
Но почему же антиквары время от времени начинают активно скупать машинки "Зингер", надеясь обогатиться? Согласно одной из легенд в 1998 году руководство фирмы будто бы объявило о выплате вознаграждения за швейные машинки, серийный номер которых начинается с единицы. Никто не видел официального подтверждения, но антиквары начали скупать машинки, не жалея средств. Их рвение подогревали слухи, по которым старые устройства выкупали за сумму от 30 тысяч до 1 миллиона долларов. История с серийными номерами закончилась ничем.
По другой легенде швейные машинки интересны тем, что в первых моделях содержится редкоземельный металл палладий, который ценится выше золота.
И, наконец, время от времени появляются слухи о том, что в иглах старых машинок "Зингер" содержится весьма ценная "красная ртуть".