"Так в день Петров четырнадцать ей будет" (Шекспир. Ромео и Джульетта).
Споры о возрасте согласия - одна из самых модных тем XXI века. Европейские страны сначала наперегонки стали повышать возраст согласия, а теперь пытаются решать проблемы, созданные завышением этого возраста сильно сверх биологической медианы. В итоге криминология стала бороться с биологией, в стиле гипер-бюрократического сюрреализма Кафки.
А сейчас поговорим не просто о сексе (который, благодаря науке и технологии в наше время не влечет за собой неизбежную репродукцию) а именно о биологической репродукции в возрасте Джульеты плюс-минус. Далее - просто данные официальной статистики по России.
"У несовершеннолетних жительниц России за прошлый год родилось более 11 тысяч детей, следует из данных Росстата. Из них 1152 ребенка появились на свет у девочек моложе 16 лет - возраста сексуального согласия."
"При этом для пяти 17-летних россиянок это был уже пятый ребенок, а четыре девочки стали матерями в 12 лет".
Теперь мой комментарий.
1. Я вовсе не сторонник ранних беременностей и родов. Но любое вменяемое общество должно учитывать, что статистически это явление оказывается вполне значимым начиная с 15 лет. А эксперты, спрошенные о каком-то конкретном возрасте, не могут согласовать мнения.
"Остается лишь определиться с возрастом [согласия]. Госсекретарь по равенству полов Марлен Шьяппа считает, что этот возраст находится где-то в промежутке между 13 и 15 годами. Высший совет равенства женщин и мужчин и министр юстиции Николь Беллубэ выступают за 13 лет. Решение должны принять эксперты".
2. К 16 годам даже второй ребенок не является чем-то уникальным. Наличие второго ребенка (при условии добровольности репродукции) означает, что биологически при первых родах никаких опасных последствий не наступило. Каждый человек имеет индивидуальные биологические особенности, и при таком разбросе особенностей в гендерной сфере - просто глупо проводить запретительную планку закона по какому-то конкретному возрасту.
3. Статистика показывает, что возраст сексуальной и репродуктивной готовности намного ниже, чем возраст социально-экономической самостоятельности. Это значит, что нормативная брачная модель модель (объединяющая репродуктивную готовность и экономическую самостоятельность) совершенно абсурдна в смысле биологии. Для комфорта в этой сфере людям требуется нечто принципиально иное. Тем более, что возраст начала экономической самостоятельности - растет, и в развитых странах уже приблизился к 30 годам.
"Я не вполне одобряю эту моду рожать на первом курсе колледжа, а то и в школе. По-моему, надо критичее относиться к тому, что написано в учебнике биологии. Там в разделе "эволюция человека" есть не вполне проверенная теория оптимальной социализации. Разница 7 лет между половым и экономическим взрослением, объяснена биосоциальной эволюцией: мол, первого ребенка лучше заводить как можно раньше, и спихивать старшему поколению. Молодежь в восторге, а старшие поставлены перед фактом: вот вам потомство, возитесь, а у нас есть более интересные занятия"