Однажды сценаристы Валерий Фрид и Юлий Дунский решили экранизировать рассказы Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Начать было решено с произведений "Пёстрая лента" и "Этюд в багровых тонах".
Подобной идеей заинтересовался режиссёр Игорь Масленников и в 1979 году снял первые серии. Как только зрители увидели их, стало понятно, что идея была успешной. Так проект растянулся на долгие семь лет, завораживая людей всё новыми и новыми приключениями.
Сейчас картина кажется настолько слаженной и гармоничной, что многие даже не задумываются, сколько трудностей и проблем возникло на съёмках. Так, например, Ливанов, постоянно конфликтуя с режиссёром, запросто мог лишиться главной роли. Да что там роль! Соломин и вовсе мог распрощаться с жизнью! А теперь обо всём по порядку.
Игорь Масленников видел в роли Холмса только Василия Ливанова. Однако актёр уже был известен как "московский скандалист", да и руководство центрального телевидения не одобряло выбора кандидата: уж больно он отличался от привычного образа английского сыщика.
Всё-таки пробные эпизоды были сняты, роль утверждена, а проблемы... Проблемы продолжались. Василий Ливанов вдруг осознал, что лучше режиссёра знает, как и что нужно делать, что тот работает спустя рукава и вообще слабо справляется со своими задачами. Дальше актёр стал требовать смены режиссёра, и тут все уже предвкушали, как Масленников возьмёт на эту роль кого-нибудь другого. Но он был неумолим и искренне верил, что никто другой в эту роль не впишется. Так что набрался терпения и снисходительно относился к актёрским выходкам. Более того, полагал, что заносчивость актёра нужным образом отразится на его игре. Что ж... Вероятно, он был прав. В противном случае, англичане не благодарили бы за то, что русские смогли воскресить их национальных героев.
Масленников успешность своих картин видел не только в Холмсе, но и в Ватсоне, которого сыграл Виталий Соломин. Последний был спокойным и неконфликтным человеком, который находил со всеми общий язык, хоть и был в жизни слегка замкнутым и закрытым. Соломин даже с Ливановым смог подружиться, и тот охотно прислушивался к советам своего коллеги.
Заметим, что Соломин тоже мог бы не получить роль в фильме. Не особо он вписывался в образ англичанина. Однако стоило режиссёру увидеть фотографию Соломина с приклеенными усами, как все сомнения сразу отпали. Актёр очень напоминал самого Конан Дойла! Так что всё само собой и определилось.
Правда, однажды возник эпизод, который мог стать роковым. Тогда снимали сцену пожара, и декорация сгорела моментально. Пожарные даже воду не успели подать. Соломин чудом остался жив, но волосы слегка опалил, так что пришлось заново отращивать свою шевелюру.
Несмотря на сложную и длительную работу, картина полюбилась зрителю и не оставляет даже намёка на то, что за экраном что-то шло не по плану. Уж больно гармонично и слаженно всё видится со стороны. Масленников же с Ливановым очень долго не общался и даже открыто говорил, что его седые волосы - это "результат восьмилетнего общения с Василием Борисовичем Ливановым". Как-то так.