Ни один фильм не обходится без декораций, костюмов и, конечно, реквизита. Часто в кино в роли реквизита могут выступать совершенно незначительные предметы, используемые один раз для какой-либо сцены, эпизода, или одного фильма.
Но на самой знаменитой киностудии страны "Мосфильм" бережно хранится реквизит, который столько раз "снимался" в кино, что ему могут позавидовать даже некоторые актёры.
Ленты, которые многие знают наизусть, давно стали шедеврами отечественного кинематографа. Но даже заядлые киноманы не обращают внимания на подобные детали. А ведь есть такие предметы, которые кочуют из фильма в фильм.
"Персей и Пегас"
И первым из таких предметов стала скульптура "Персей и Пегас" работы французского скульптора Эмиля Луи Пеко (1888 год). Легендарный древнегреческий герой Персей, как известно, чтобы спасти прекрасную Андромеду убил страшную медузу Горгону, из крови которой, согласно древнегреческой мифологии, появился крылатый конь Пегас. Бронзовая скульптура "Персей и Пегас" не раз появлялась в кадре.
Первый раз скульптура появилась на экране в фильме Михаила Ромма "Секретная миссия" (1950). Фильм посвящён событиям 1945 года, происходившим в осаждённой Германии. "Персей и Пегас" украсили роскошный особняк Шелленберга, которого сыграл Александр Пелевин, ещё задолго до другого знаменитого Шелленберга - Олега Табакова в многосерийном легендарном фильме "Семнадцать мгновений весны".
Второе появление на экране скульптуры состоялось в 1965 году в приключенческом фильме "Пакет". Здесь скульптура появляется в сцене допроса красноармейца Пети Трофимова (Валерий Золотухин) белогвардейским подпоручиком Гибелем (Борис Новиков). Для Золотухина это была дебютная работа в кино, а для знаменитой скульптуры - уже вторая.
Затем была всеми любимая комедия Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука" (1968). Здесь скульптура играет роль товара в магазине, а Семён Семёнович Горбунков, выбирая жене подарок, спрашивает у продавца "У вас нет точно такого же, но без крыльев? Будем искать..."
И только в 1977 году "Персей и Пегас" сыграют свою самую знаменитую роль в комедии Эльдара Рязанова "Служебный роман". Под тяжестью именно этой скульптуры, обливаясь потом, Новосельцев стоит в лифте, а затем несёт её за сцену в актовом зале, и пытаясь поставить на стол, падает вместе со скульптурой и со сломанным столом.
Ассистент режиссёра Евгений Цымбал рассказывал так: "Я нашёл скульптуру на реквизиторском складе "Мосфильма", показал ее Эльдару Рязанову, и она ему очень понравилась. Лошадь очень тяжелая - килограммов 25. Андрей Мягков поднимал её без посторонней помощи. Ему досталось, пот, который течет по его лицу в кадре, настоящий. Один раз мы фигуру уронили, и кончик крыла обломился. Чтобы продолжить съёмку, замаскировали это пластилином, а потом скульптуру отремонтировали".
А после фильма Людмиле Ивановой, которая сыграла роль Шуры в этой комедии, подарили копию такой же скульптуры: "Мне её на какой-то праздник принес Саша Феклистов, который играл моего экранного сына в "Зависти богов". Только она размером поменьше. Стоит у меня на подоконнике". Копии работы Эмиля Луи Пеко разных размеров из бронзы и имитации бронзы свободно продаются в магазинах, поэтому "обрадовать" можно не только юбиляра.
В 1978 году скульптура украсила кабинет издателя журнала в исполнении Олега Фёдорова в фильме "Мой ласковый и нежный зверь".
А затем спустя 17 лет "Персей и Пегас" снова появились в кадре в фарсе Владимира Меньшова "Ширли-мырли".
"Галатея"
Другая не менее знаменитая скульптура "Мосфильма" - прекрасная женская статуя - Галатея из фильма "Формула любви" (1984). Но до роли каменного изваяния Прасковьи Тулуповой в "Формуле любви", скульптура неоднократно появлялась в других фильмах.
Впервые прекрасная статуя появилась в фильме Алова - Наумова "Бег", снятого по мотивам романов М.Булгакова "Бег", "Белая гвардия" и "Чёрное море" в 1970 году.
Затем скульптура "снялась" вместе с "Персеем и Пегасом" в том же "Служебном романе" (1977).
Она украшала лестницу, под которой сидел Бубликов и с тоской взирал на женские ножки поднимающихся и спускающихся сотрудниц.
В 1980 году изваяние Прасковьи Тулуповой мелькнуло в кадре с Валентиной Талызиной в сатирической комедии "Вечерний лабиринт" (1980): оно украшало один из этажей гостиницы.
А в другой комедии 1980 года "Старый Новый год" - скульптура стала украшением купальни в Сандуновских банях, куда отправляются герои фильма. Сандуновские бани скорее всего снимали не в знаменитых Сандунах, а в Центральных банях на Театральном проезде; по другой версии - в павильонах "Мосфильма", откуда и привезли женскую скульптуру.
Затем в 1982 году скульптура стала украшением зимнего сада - оранжереи в доме Вассы Железновой в экранизации "Васса" по мотивам романа М.Горького "Васса Железнова".
И только в 1984 году в фильме Марка Захарова "Формула любви" прекрасная Галатея "сыграла" свою самую знаменитую роль, по которой её стали узнавать зрители - роль статуи из парка помещика Алёши Федяшева, безнадёжно влюблённого в это каменное изваяние.
Сегодня кинокарьера женского изваяния окончена. Теперь прекрасная статуя украшает сад недалеко от Покровских ворот, на Воронцовом поле, во дворе старинного отреставрированного особняка Вандышниковой-Банза.
И хотя прекрасные скульптуры уже вышли "на пенсию", возможно, мы снова увидим их в каких-нибудь фильмах...