Первую высадку российские десантники совершили в 1930 году - это произошло во время учений Красной Армии под Воронежем. С годами у бойцов ВДВ сложились чёткие представления о том, чего не надо делать перед прыжком, чтобы благополучно долететь до земли. В конце концов, все десантники помнят фразу: "В ВДВ нет здоровых и больных - есть живые и мёртвые".
ЗапретыПисаные и неписаные правила подготовки к прыжку в "Войсках дяди Васи" предусматривают ряд запретов. Один из самых главных касается алкоголя. Хотя среди "голубых беретов" и бытует мнение, что десантник обязан быть "слегка пьян", напиваться перед прыжком, разумеется, нельзя. В этом случае бойца не только не допустят в самолёт, но и последуют дисциплинарные взыскания. Спиртные напитки смертельно опасны для любого парашютиста, так как одурманенный мозг может не успеть сориентироваться в случае нештатной ситуации. С момента погрузки в самолёт от десантников требуется стопроцентное владение собой и спокойствие. Поэтому в день прыжка воин в тельняшке не станет ссориться и ругаться с кем бы то ни было. Непосредственно на борту десантники стремятся не делать лишних движений. И, разумеется, десантник не станет прыгать, не проверив досконально снаряжение и не повторив в уме полученные инструкции по высадке.
Суеверия и приметы Если соблюдение вышеназванных правил продиктовано рациональными причинами, то многие распространённые среди десантников традиции логически необъяснимы. Большое количество суеверий зародилось ещё в гражданском парашютном спорте. Другие запреты, по-видимому, характерны только для субкультуры ВДВ. Общеизвестно, что "на войне атеистов не бывает". Всевозможные приметы, возникающие в боевых коллективах, учёные считают проявлением специфической военной религиозности, уходящей корнями в языческую эпоху. "Рядом с искренней религиозностью в военной среде нередко мирно сосуществует множество суеверий, что заставляет рассматривать их как особенность, неотъемлемо присущую воинской субкультуре", - отмечает кандидат педагогических наук Сергей Зверев в статье "Суеверия как компонент воинской субкультуры". Нередко у бойцов возникают индивидуальные ритуалы, которые затем перенимаются их сослуживцами.
Суеверия в ВДВ распространены в разной степени - есть такие части, где о них даже не слышали. Например, утверждают, что перед прыжком нельзя фотографироваться - согласно поверью, такой снимок пойдёт "на памятник", т.е. щёлчок фотоаппарата предвещает гибель при прыжке. Это развитие давнего народного суеверия о том, что нельзя фотографироваться накануне дальней поездки. На практике запрет многими нарушался, поскольку снимок с парашютом за плечами - лучший подарок, который можно отправить в письме родным или любимой девушке. И хотя в тысячах случаев ничего страшного при фотографировании не произошло, некоторые десантники рьяно соблюдают эту примету по сей день. Десантники остерегаются перед прыжком употреблять слово "последний", заменяя его в речи на слово "крайний". Считается, что неосторожным высказыванием можно накликать на себя беду. Данную примету парашютисты переняли у лётчиков, а те, в свою очередь, у моряков. Примечательно, что многие прошедшие службу в ВДВ раздражаются, когда слово "последний" заменяют на "крайний" в гражданской жизни, например, пассажиры в автобусе. С точки зрения десантника "гражданские" ничем не рискуют.
Многие десантники, включая офицеров, вспоминают, что наотрез отказывались стричься и бриться перед прыжком. Также накануне высадки нельзя было чистить автомат Калашникова и подшивать воротничок. Такая приверженность порядку трактовалась как символическая "готовность" к переходу в загробный мир. Перед прыжком десантники стараются не снимать талисманы - таковыми могут быть фотографии матери или возлюбленной, пули или патроны, а также шпильки от парашютных приборов. Трепетно относятся бойцы ВДВ и к своим голубым беретам, считая, что их нельзя оставлять на земле. Даже если прыжок совершается в шлеме, берет обязательно кладут за пазуху.