7 февраля 2020 года в 00:15

Эпохальный фильм за рекордные сроки. Как снимали картину "Россия молодая"

В 1982 году с огромным успехом на центральном телевидении прошёл девятисерийный исторический фильм по роману Юрия Германа "Россия молодая".                                    





Снять большую историческую картину режиссёр Илья Гурин мечтал давно и вынашивал идею экранизации одного из лучших романов о рождении флота российского и славных моряков. Но снимать ему не давали, ссылаясь на отсутствие финансирования. Поэтому долгожданный выход в свет такого масштабного проекта - чистая случайность.    


В те годы на киностудии имени Горкого запускали другой многосерийный шпионский фильм по роману Юлиана Семёнова "ТАСС уполномочен заявить", но проект не состоялся. Рабочий материал не понравился Андропову и первый режиссёр картины Борис Григорьев был отстранён. Съёмки временно приостановили.
А годовой план по картинам надо выполнять, как ни крути. И на киностудии имени Горького было принято решение до конца года срочно приступить к съёмкам исторической картины "Россия молодая". В такой спешке из двух серий, которые планировал снимать режиссёр Илья Гурин, он на радостях сделал семь серий, а потом удивительным образом фильм растянулся ещё на две.    


Пробы проводились в спешке, просто не хватало времени на их утверждение. Поэтому, к великой радости Ильи Гурина, всё отдали в его руки. И он опытным глазом подобрал интересный состав молодых и очень талантливых актёров. А в подкрепление им - настоящих мэтров отечественного кино.    




Петра I режиссёр даже не искал, а пригласил Дмитрия Золотухина, который уже успешно сыграл молодого Петра в дилогии Сергея Герасимова "Юность Петра" и "В начале славных дел". Вжившийся в образ Петра, Дмитрий Золотухин охотно сыграл Петра в фильме "Россия молодая", где возраст его персонажа растянулся на много лет. Здесь ему приходилось, как и другим героям, играть молодого и зрелого, убелённого сединами царя.    


Картине повезло дважды. Илья Гурин заполучил не только Золотухина на роль Петра, но вместе с ним из дилогии Герасимова в фильм Гурина перекочевал весь реквизит из петровской эпохи: костюмы, декорации, лодки, пушки, кони, корабли, утварь, редкие предметы старины и прочее и прочее.
Картина снималась впопыхах за рекордно короткий срок: девять серий за девять месяцев! Самое интересное, что в фильме этого незаметно. Сцены снимались кусками из разных серий. Сегодня ты играешь сцены из 1-й, 3-й, 7-й и 9-й, а завтра из 2-й и 4-й серии... Началась настоящая чехарда с постоянными переодеваниями, перегримировываниями. Порой актёры не понимали, кто и что делает, какое уж тут вхождение в образ. Один Гурин, всегда спокойный, знал, что делать. И несмотря на всеобщую суету, всё делалось!    


У одного только Бориса Невзорова, который играл Ивана Рябова от юноши до старика, было 4 парика, 17 бород и более 30 усов. Такой же сложный грим был у Дмитрия Золотухина, Степана Старчикова, сыгравшего стольника царя Сильвестра Иевлева, Александра Фатюшина, исполнившего роль Афанасия Крыкова, и других.    


"Иногда мы просто не могли понять, к чему относится крупный план, который доснимают. Просто Гурин говорил: "Слева направо... Улыбнись... А теперь скажи свою реплику: И что они за моря такие, Чёрное, да Азовское? Вроде нашего, аль подобрее...Всё". Спрашиваешь: "А это к чему? К какой сцене?" Он отмахивается: "Да ладно, я тебе потом расскажу!" ", - со смехом вспоминает Борис Невзоров об этой работе.    


Фильм снимали в Санкт-Петербурге, в Выборге, в Малых Карелах, в Архангельске, в Вильнюсе, в Суздале.    


"Государеву дорогу", которую снимали в Выборге, сделали по-настоящему. Рубили деревья, замостили гати. Макеты кораблей были построены из фанеры в настоящую величину. Огромные и тяжелые, они представляли собой продольные полумакеты, где в камеру попадала лицевая сторона, а если заглянуть "за кулисы" корабля, они были пустыми.
Актёры и массовка немало намучились снимать эти сцены, часто под проливным дождём. Также как их реальным прототипам, волоком тащившим фрегаты, съёмочной группе "России молодой" пришлось на себе почувствовать все тяготы похода.    


В историческом фильме "Россия молодая" Суздалю отведёна роль Архангельска, Москвы, уголков Севера России. Съёмки проходили на территории Музея деревянного зодчества, Покровского и Спасо-Евфимиевского монастырей. В "массовке" принимали участие жители города и солдаты солдаты Владимирского гарнизона.    


"Сцена, когда мой герой в шторм губит шведскую эскадру, на самом деле снималась, конечно, не в открытом море, а у пирсов. Для этого привезли двигатели от реактивных самолётов, которые потоками горячего воздуха убирают с крыльев снег и лёд. Вот с их помощью и был имитирован жуткий шторм. И сильные струи воздуха от них были просто обжигающими!.. Страшноватые, надо сказать, ощущения... ", - рассказывает Борис Невзоров.    


Степан Старчиков впервые после Школы-студии МХАТ попал в такое большое кино на одну из главных ролей. Они сразу сдружились. Старчиков, Фатюшин, Невзоров. Их настоящее тёплое отношение друг к другу помогло в конечном счёте передать это "на камеру".    


"Узилище", куда Иевлев и Рябов были заточены по навету, снимали в Москве, на Крутицком подворье. Некогда в этих самых казематах сидел опальный патриарх Никон. Тогда там было всё в полуразрушенном состоянии. Но актёры прикоснулись к настоящей истории.    


Вообще на картине работали потрясающе грамотные консультанты. Один из построенных для дилогии Герасимова фрегатов перегоняли из Ленинграда в Выборг, где проходили основные съёмки. Он попал в шторм и утонул. И тогда один из консультантов - генерал-лейтенант инженерных войск Самойлович, подал идею построить большую палубу из военных понтонов, которые используются для наведения переправ.
Буквально за пару недель солдаты из понтонов построили палубу, обитую досками. На ней и снимали огромное количество батальных морских сцен фильма. В них, а также в штурме крепости в финальных сценах снимались пограничники.    




Картину сняли с большим размахом. Но ничего не получилось бы, если бы не было такой профессиональной команды. Картину озвучили, все получили свои премии, и даже министр за то, что министерство по кинематографии выполнило план по готовым картинам. А затем ленту благополучно положили на полку и забыли о ней на два года. Руководство посчитало, что в фильме есть "доля национального шовинизма". Даже в этой исторической картине узрели вредные ростки националистической идеологии.    


Более того, режиссёра Илью Гурина вызвали на ковёр и готовы были буквально заставить переснять фильм. Но Гурин был опытным и прозорливым режиссёром. Предвидя нечто подобное, ещё на съёмках он всё время напоминал актёрам: "Ребята, только точно по тексту.
Никакой импровизации и отсебятины". Затем он показал руководству студии режиссёрский утверждённый сценарий, где стояла куча подписей. То есть сценарий, разрешённый к производству. И добавил: "Вся картина снята слово в слово, кадр в кадр по утвержденному вами сценарию. Если вы хотите, чтобы её пересняли, давайте это будет за ваш счет...". На что возразить было нечего.    


Актёры, снимавшие в фильме, также переживали о судьбе картины. Вот, что вспоминает об этом Народный артист России Борис Невзоров: "Мы снимались вместе в одной картине с Николаем Владимировичем Олялиным. Олялин пришёл ко мне в Вильнюсе вечером, и мы с ним стали смотреть вторую серию. А когда я повернулся к нему, у Коли чуть ли не слёзы стояли в глазах. Он меня обнял и сказал: "Борька, получилось! Получилось!"..    


Конечно, снимать масштабную историческую картину - дело неблагодарное. Всегда найдутся злопыхатели, особенно сегодня, которые с удовольствием покритикуют создателей фильма. Много знатоков, сидючи на диване, знают, что и как снимать, что и как играть, что и как писать...    


Фильм "Россия молодая" - не исключение. Скажут, что Иевлев не мог иметь звание капитан-командора, что шведы-протестанты не могли читать молитвы на латыни, что цитадели так не строили, а в море так не хаживали...Ну и пусть, всё это незначительные детали, если получилась такая масштабная картина.    
Но даже в тех условиях, в которых снимался фильм, он и ныне, спустя почти 40 лет, сделан лучше, чем любой сегодняшний телевизионный сериал. Потому что в итоге картина получилась не только о Петре, о создании флота российского, не о баталиях, а о подвиге русского народа, который имеет место быть в любую эпоху. А значит, любимый советский сериал найдёт своего зрителя и в наши дни.    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

По дороге мэр бежал, а на лбу фонарик 25 актеров, которые стали заложниками одной роли Как влияет рыбий жир на наш организм Военная передвижная полевая кухня КП-130, найденная в кустах «Так и не понял, есть антитела или нет»: купили экспресс-тесты, но получили разные результаты 13 известных фильмов, которые когда-то были короткометражками Смешные и познавательные картинки Парень спас свою будущую девушку за 11 лет до того, как они познакомились 25 ностальгических воспоминаний и вещей из 2000-х В Госдуме хотят разрешить осуждённым по особо тяжким статьям работать педагогами