Принято потешаться над аборигенами, запрещавшими фотографировать себя из-за уверенности, что таким образом лишатся души. Художник Илья Репин оставил подробнейшие воспоминания, в которых описывается эпизод, как он работал над будущими "Бурлаками на Волге".
Вместе с друзьями-художниками в 1870 году он все лето прожил на этюдах на Волге в 15 верстах от Самары, зарисовывая виды природы и портреты местных жителей. И если в пейзажах недостатка не было, то с крестьянами сразу возникли проблемы.
Первым делом Репин пытался нарисовать портреты девочек, пообещав по пятаку каждой, кто просидит спокойно полчаса. Закончилось тем, что прибежали их матери, побросали на землю полученные монеты, а толпа крестьян скрутила Репина и потащила разбираться, что за сатанизм тут происходит. Чтобы прочитать сопроводительную бумагу от Академии художеств, пришлось вызывать из соседнего села писаря, в этой деревне грамотных не было.
Репин хотел нарисовать мужика, сторожившего пруды-садки с рыбой, но тот наотрез отказывался. Но через некоторое время согласился, запросив 20 рублей.
"- Разве это возможно? - спросил я.
- А душа-то? - взглянул он дерзко на меня.
- Какая душа? - недоумеваю я.
- Да ведь вы, бают, к антихристу пригоняете!
- Какая выдумка! Вот вздор!
- Ладно, брат, мы все знаем! Послухай, что народ баит. Теперь, бают, он с тебя спишет, а через год придут с цепью за твоей душенькой и закуют, и погонят ее к антихристу"
После почтительного визита станового пристава, то есть большого начальства, отношение крестьян стало еще хуже.
"- Это, брат, неспроста. Известно, от антихриста его слуги. А в будущем году всех, кого спишут, закуют большой цепью и погонят прямо в пекло. А деньги их - черепки: только перекрести из с молитвой, вместо денег одни черепки в руках останутся"
Рисовать себя позволяли только самые отпетые - то есть бурлаки. Собственно, еще и отсюда происходит знаменитая картина. Но и те считали свое дело пропащим.
"И нам пришлось наблюдать это перекрещивание наших пятаков. Из окна видно было, как трое бурлаков, получивши плату за сеансы, стали крестить на ладонях деньги и долго таинственно толковали"
А когда Репин рисовал на берегу центрального персонажа картины - угрюмого, черного бурлака Канина, на картине он идет впереди с повязкой на голове, вокруг все вымерло.
"Несмотря на воскресный день даже и близко не подходили. В их глазах у барки бурлаков совершалось нечто роковое - человек продавал антихристу свою душу"
Русский народ 150 лет назад.
Такие вот традиции. Которые кое-кому очень хочется русским вернуть.