Коррупция и взяточничество есть в любой стране мира. Где-то это ушло с нижних уровней власти, но переместилось на верхние. Вместо взяток на дорогах, берут миллионами в кабинетах. Где-то часть этого процесса вообще легализована и традиционна. С ней никто бороться не думает, но иногда использует в политической борьбе. А эффективность борьбы с этим на верхнем уровне власти везде "не очень", потому что всегда есть опасность выйти "на самих себя".
Берлинский аэропорт "Вилли Брандт" в Бранденбурге строят уже четырнадцатый год, и конца стройке не видно. Бюджет строительства вырос за это время с 1,5 до 8 млрд евро. Количество коррупционных скандалов превысило всякое приличие. Суды и расследования по ним идут до сих пор.
Мэр Берлина был вынужден уйти в отставку. Семья Вилли Брандта потребовала убрать имя политика из названия аэропорта - чтобы оно не ассоциировалось с таким позором. А даты открытия Берлинско-Бранденбургского аэропорта все переносятся. На сегодня воздушную гавань планируют сдать осенью 2020 года, но в это уже никто не верит.
Конечно, такой сложный технологически проект практически обречен на срывы сроков сдачи - слишком много неучтенных факторов вскрывается в процессе.
Во время тестовой эксплуатации производительность стоек регистрации оказалась в два раза меньше планируемой, 30 пассажиров в час. Требовалось увеличить число стоек, но на это не было времени. Аэропорт встал бы в момент открытия, но на это решили закрыть глаза.
В декабре 2011 года во время теста системы пожаротушения выяснилось, что она не работает. Срочно привлекли Siemens, чтобы они помогли запрограммировать систему, но тут выяснилось, что не существует схемы расположения вентиляции и кранов для тушения, у аэропорта просто не было этих документов. Система пожаротушения ставилась хаотично и вне всякого плана, в Siemens не смогли ничего сделать. Более того, руководство аэропорта посчитало, что имеет право не согласовывать эти системы и просто наплевало на все правила, мэрия Берлина была в курсе происходящего.
В момент, когда журналисты ходили по терминалу, уже было известно, что система тушения пожара не работает, вентиляция, которая должна вытягивать дым работала ровно наоборот, она нагнетала его внутрь помещения и создавала газовую камеру. В момент, когда запустили рекламную кампанию, все понимали, что аэропорт открывать в таком виде нельзя, но все равно пытались это сделать. Единственным препятствием стал отказ подрядчиков, в частности, Siemens нести за это ответственность, также концерн привлек прессу и разразился скандал. Срок открытия аэропорта перенесли на год, началась зачистка руководства, так как кто-то должен был стать козлом отпущения.
В 2014 году, когда из-за системы пожарных датчиков аэропорт решили не запускать руководство предложило разместить 800 сотрудников с телефонами по всей площади аэропорта и они смогли бы сообщать о дыме или возгорании! Нет это не шутка, данное предложение серьезно обсуждалось. Восемь сотен человек с телефонами предупреждающие о пожаре.
В системе вентиляции случайно нашли, что четыре вентилятора каждый весом около 4 тонн стоят на подпорках рассчитанных на вес в три раза меньший. Их падение было вопросом времени, в спешном порядке меняют поддерживающие колоны. Что еще может выясниться по мере строительства аэропорта неизвестно, все чаще раздаются голоса, что этот проект проще обнулить и начать все сначала. Первоначальная смета подразумевала затраты в 600 миллионов евро. На начало 2015 года затраты составили 6 миллиардов евро, а каждый день приносит убытки в размере 1-1.5 миллионов евро. То есть только убытков аэропорт приносит около 400-550 миллионов евро ежегодно. В большей мере это деньги немецких налогоплательщиков. К моменту открытия аэропорта его информационная система уже устареет и ее также придется обновлять.
По мере строительства здания действительно возникали проблемы - то не хватало стоек для регистрации, то не работали детекторы дыма, то неправильно проложены оказались 90 километров кабеля, то не так пронумерованы 4 тыс. дверей. То оказалось, что все лампочки в аэропорту горят круглые сутки просто потому, что никто не знает, как их выключить. Все это совершенно не походило на традиционную немецкую пунктуальность и профессионализм.
Однако по мере того, как шли суды над застройщиками и менеджментом аэропорта, возникло понимание, что технические неполадки были только предлогом. На самом деле, новый хаб стал просто гигантским проектом по распилу бюджетных денег. Застройщики откатывали менеджерам аэропорта. Рядовая взятка варьировалась от 150 до 500 тыс. евро. Менеджеры выписывали фиктивные чеки, в разы завышая стоимость реально оказанных услуг - например, вместо 18 млн евро выдавался счет на 33 миллиона. Эта схема устраивала обе стороны, и обе они были заинтересованы в том, чтобы строительство аэропорта тянулось вечно.
По слухам, в распил были вовлечены представители берлинского истеблишмента, однако следователи тщательно избегали расследовать коррупционные цепочки до конца.
А ведь есть еще например филармония в Гамбурге (расходы на строительство которой были превышены в десять раз), станция в Штутгарте (на разработку которого ушло 17 лет, обойдётся в 4,6 млрд евро), которые меньше по размеру затрат, но демонстрируют ровно тот же подход, как в аэропорте Берлина.