Сегодня до сих пор есть споры о качестве и красоте советских игрушек. На данный момент такой страны и такого производства больше нет, поэтому смысл спорить? Давайте лучше просто рассмотрим несколько интересных фактов об игрушках, которые СССР производил. Известно,что следили строго за моральным обликом игрушек после революции, а так же было много этапов утверждения игрушек для производства.
Факт 1. Оказывается,что одна из особенностей советской индустрии - игрушки выступали попутной продукцией для предприятий. Например, известнейший из производителей кукол, Охтинский химический комбинат в Ленинграде, в первую очередь выпускал взрывчатку и еще и множество мирных изделий, вроде расчесок, мыльниц и игрушек, а именно целлулоидных кукол. Швейные мастерские вообще отсутствовали. В магазины их продавали без одежды, которую покупателям приходилось шить самостоятельно. Тем не менее, предприятие производило по 5 млн. кукол в год.
Факт 2. Популярных солдатиков могли прекратить выпускать! Долгое время оловянные солдатики считались лучшей игрушкой для мальчиков. Но в СССР с ними все оказалось непросто. После войны развернулась серьезная дискуссия чуть ли не о полном отказе от всех агрессивных игр и игрушек. Запрещать все же не стали, но сито работающих при республиканских министерствах просвещения художественно-технических советов по игрушке они проходили довольно редко. К концу шестидесятых эксперты, от которых зависело решение о начале производства, стали чаще давать позитивные оценки.
Факт 3. Большому разнообразию игрушек в виде бытовых предметов производство обязано принятию в декабре 1958 года Закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Главный смысл этого документа был в поощрении производства игрушек, которые бы развивали практические навыки или были связаны с реальной жизнью. На советского ребенка в шестидесятых просто обрушились тракторы, самосвалы, машины милиции, фартуки продавщиц и миниатюрные весы. Идеологи хотели,что бы дети фантазировали себя взрослыми,но при этом обычных профессий (слесарь, водитель и т.д.)
Особая гордость отрасли - игрушечная швейная машина, которая действительно могла шить. Я помню более современные в конце 90-х, тогда бабудя предложила мне такую купить, а я захотела посудку. Конечно же я пожалела потом.Компенсировало желание шить наличие настоящей швейной машинки дома. Вот я и шила себе по пальцам,пока мама на работе была.
Факт 4. Помните маленькие модели машинок? Гордость советской игровой промышленности - масштабные модели автомобилей - появились в стране отчасти благодаря иностранцам. До начала семидесятых они выпускались столь мизерными партиями, что до магазинов не доходили. Конечно, игрушечных автомобилей в продаже хватало: из дерева, металла или пластмассы.
Но это были различные фантазии на автомобильную тему крайне слабого исполнения. Массовое производство моделей смогли запустить только в 1971 году.
Саратовский завод "Тантал", который выпускал электроприборы для армии, в середине 1960-х годов выпустил несколько моделей мотоциклов и танков в масштабе 1:24 и 1:30. Например, своеобразным хитом стал "Иж-Юпитер-2К", который сейчас можно увидеть у коллекционеров. За некоторые версии просят и 45 тысяч рублей.
Позже, из-за сложности производства имеющихся моделей,инженеры завода пошли по пути заимствования. У них в руках оказалась выпускаемая для французского рынка миниатюра "Москвича-408" британской компании Dinky Toys.
Последняя производила подобные игрушки с 1934 года и считалась признанным авторитетом в данном направлении. Специалистам завода "Тантал" не удалось повторить ее полностью. Например, винтик англичане использовали черного цвета под тон днища. Советские инженеры решили, что это лишнее и ставили обычный стальной.
В целом игрушку упростили, но, в любом случае, довольно быстро завод смог запустить автоматизированные линии и наладить массовый выпуск.
Факт 5. Видео-игры в СССР. Во всем мире произошел скачок в сфере видео-игр. Отечественные разработчики немного запоздали,но предложили приставку "Турнир".Но первой по-настоящему народной стала карманная игра "Ну, погоди!" или "Электроника ИМ-02".
"Ну, погоди!" была клоном популярной в Штатах серии Nintendo Game & Watch, которую выпускали с 1981 года, а точнее игры Egg. В советской версии лису заменили волком из мультфильма "Ну, погоди!", а петуха - на зайца. Оценили ее в 23 рубля, а производилась на десятке заводов по всему СССР с 1984 года. Это сделало игру очень массовой.