1 августа 1946 года во дворе Бутырской тюрьмы по приговору Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР были повешены 12 старших офицеров "Русской освободительной армии" (РОА), в том числе и ее командующий - генерал Андрей Власов.
Решение о смертном приговоре в отношении Власова и других было принято Политбюро ЦК ВКП(б) 23 июля 1946 года. С 30 по 31 июля 1946 года состоялся закрытый судебный процесс по делу Власова и группы его последователей. Все они были признаны виновными в государственной измене.
Сначала руководство СССР планировало провести публичный процесс над Власовым и другими руководителями РОА в Октябрьском зале Дома Союзов, однако, опасаясь изложения подсудимыми на открытом процессе антисоветских взглядов, председатель Военной Коллегии Верховного Суда Василий Ульрих и министр госбезопасности СССР, генерал-полковник Виктор Абакумов обратились 26 апреля 1946 года к Сталину с просьбой "дело предателей заслушать в закрытом судебном заседании (...) без участия сторон", что и было сделано.
2 августа 1946 года в газете "Правда" было опубликовано официальное сообщение Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР:
"Сообщение Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
На днях Военная Коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела дело по обвинению Власова А.А., Малышкина В.Ф., Жиленкова Г.Н., Трухина Ф.И., Закутного Д.Е., Благовещенского И.А., Меандрова М.А., Мальцева В.И., Буняченко С.К., Зверева Г.А., Корбукова В.Д. и Шатова Н.С. в измене Родине и в том, что они, будучи агентами германской разведки, проводили активную шпионско-диверсионную и террористическую деятельность против Советского Союза, то есть в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-1 "Б", 58-8, 58-9, 58-10 и 58-11 УК РСФСР.
Все обвиняемые признали себя виновными в предъявленных им обвинениях.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила обвиняемых Власова, Малышкина, Жиленкова, Трухина, Закутного, Благовещенского, Меандрова, Мальцева, Буняченко, Зверева, Корбукова и Шатова к смертной казни через повешение".
Сдался в плен командующий 2-ой Ударной армией генерал Власов 12 июля 1942 года в деревне Туховичи (неподалеку от Луг) при "очистке от противника", как сообщали немецкие газеты, так называемого "Волховского котла".
27 декабря 1942 года генерал-лейтенант Андрей Власов и генерал Владимир Баерский стали авторами "Смоленской декларации", в которой предложили немецкому командованию организовать РОА. Армия была заявлена как воинское формирование, создаваемое для "освобождения России от коммунизма".
12 мая 1945 года теперь уже командующий РОА генерал Власов был захвачен военнослужащими 25-го танкового корпуса 13-й армии 1-го Украинского фронта неподалёку от города Пльзень в Чехословакии при попытке перейти в западную зону оккупации. Вот как эта операция описывается в "Воспоминаниях и размышлениях" Георгия Жукова:
"В расположение американских войск спешила отойти и дивизия власовцев, изменников Родины. В дивизии находился сам Власов. Однако ее отход был решительно пресечен 25-м танковым корпусом, которым командовал генерал-майор Е. И. Фоминых. Было решено взять Власова в плен живым, чтобы воздать полностью за измену Родине. Выполнение этой задачи было возложено на командира 162-й танковой бригады полковника И. П. Мищенко, а непосредственный захват Власова поручен отряду под командованием капитана М. И. Якушева.
Власова захватили в легковой машине отходящей колонны. Спрятавшись под грудой вещей и укрывшись одеялом, он притворился больным солдатом, но был разоблачен своими солдатами".
После задержания он был доставлен в штаб маршала И. С. Конева, оттуда - в Москву.
Все подсудимые, согласно приговору, были лишены воинских званий и 1 августа 1946 года повешены во дворе Бутырской тюрьмы. Тела казнённых кремировали в крематории НКВД, их прах высыпали в ров Донского монастыря.