2007 год. Мое первое путешествие в США... Я оказываюсь в американской столице - Вашингтоне. По его центру не только приятно прогуляться, но и можно зайти в несколько музеев, связанных с историей страны. Например, увидеть оригинал Декларации независимости за бронированным стеклом.
Однако времени у меня было немного, и я выбрал для посещения музей, показавшийся мне самым интересным, - Национальный музей воздухоплавания и астронавтики. Тем более его посещение было бесплатным.
Основная масса народа, в большинстве школьников, устремляются отнюдь не к самолетам, а в зал посещенный полетам в космос. Настоящие предметы вперемешку с правдоподобными макетами заставляют тебя ходить с открытым ртом, заглядывать в каждый уголок и читать все надписи. Сначала я был польщен, что американцы отдают дань уважение и советской космонавтике. Целая экспозиция посвящена стыковке Союз - Аполлон:
Но осматривая стенды дальше, я наткнулся на то, чего никак не ожидал увидеть в самом логове сердце США. Скафандр НАШЕГО первого легендарного космонавта Юрия Гагарина!
От сердца немного отлегло, когда я прочитал, что это тренировочный костюм, а не тот, в котором Гагарин полетел в космос. Однако же передо мной была подлинная вещь! Как она оказалась у американцев? В последней строке пояснительной таблички написано: "Предоставлено Эмметом, Тони и Терезой Стефенсон". Легко можно нагуглить, что это семья крупных бизнесменов. Как всегда деньги решают все...
В середине 90-х на аукцион Сотбис попало множество подлинных вещей из мира советской космонавтики от "ряда российских частных лиц и организаций". Кое-что растащили при закрытии павильона на "Космос" на ВДНХ, кое-что - из некоторых НИИ при бесхозности и безалаберности. Именно поэтому сейчас в Вашингтоне можно увидеть летное удостоверение и партбилет Гагарина, логарифмическую линейку Королева, дневники его зама - Мишина, а также записи инженера-космонавта Феоктистова.
Или вот еще одна уникальная вещь... В 60-х годах ни один агент ЦРУ не мог бы поверить, что через тридцать лет в руках американцев окажется советский лунный скафандр. Он был намного эффективнее, легче и мобильнее, чем аналог космического костюма Нила Армстронга, - первого астронавта, ступившего на Луну.
О вывозе государственных научных и исторических ценностей не только не последовало никаких разбирательства, но и годы спустя не проявлено никакого энтузиазма по их возвращению. Один из американских коллекционеров Гарри Макиллоп сделал заявление, что скупал он артефакты советской космонавтики, дабы спасти их от политической и экономической неразберихи в России. Бизнесмен готов их вернуть по первому требованию в надежные руки, о чем неоднократно уведомлял Музей космонавтики Звездного городка. Однако никакой заинтересованности с российской стороны не последовало.