О том, что
в фильме "Экипаж" будет откровенная сцена, Александр Митта решил ещё на стадии написания сценария. "Да, я хотел снять любовную сцену. Хорошую, подробную, полноценную, которая была бы похожа на то, как люди любят друг друга в жизни. И мы такую сцену сняли... Но в ней оказалось много такого, что в те времена, как бы... людям не показывали. Сейчас это выглядит наивно, на это уже никто не обращает внимания... А тогда это было свежее".
Режиссёр прекрасно понимал, что за интим в кино ему придётся бороться. Но тогда...На роли влюблённых бортинженера Скворцова и стюардессы Тамары были утверждены Олег Даль и Елена Проклова. Именно им предстояло играть революционную для советского кино сцену. Но Проклова отказалась от роли за три дня до начала съёмок. Режиссёр был в панике. Он предложил роль Елене Кореневой, которая должна была играть Нонну, бывшую девушку Скворцова. Но и здесь его ждало разочарование - Коренева тоже отказалась, сказав, что это абсолютно не её роль.
Помог случай. Митта увидел в коридорах Мосфильма молодую актрису, которая была жутко расстроена - её не утвердил Данелия на роль дочери Бузыкина в "Осенний марафон". Это была студентка Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Александра Иванес, которая взяла себе псевдоним Яковлева, по фамилии своего деда. Митта привёл её в студии и попросил сделать пробы. Пробы были блестящие, и директор картины поехал с письмом Мосфильма в ЛГИТМиК за разрешением на съёмки студентки. Но там он услышал: "Да снимайте пожалуйста, сколько хотите! Мы её уже отчислили за неуспеваемость и систематические прогулы".Но Митта не прогадал - из отчисленной студентки вышла замечательная стюардесса, которая должна были составить дуэт с Олегом Далем.Но через некоторое время после начала съёмок снова грянул гром - Олег Даль отказался от роли. А с ним уже было снято много эпизодов. Актёра пришлось экстренно менять на малоизвестного в то время актёра Театра на Таганке Леонида Филатова, у которого за спиной была к тому времени всего одна роль в кино. Сложность была ещё в том, что Филатов в жизни был полной противоположностью своего героя. Необходимость играть ловеласа и плейбоя очень тяготила актёра, который был примерным семьянином.Сложнее всего ему дались съёмки именно той самой сцены. Бесконечное количество дублей в течение трёх дней при постоянном недовольстве режиссёра, который не уставал утверждать - всё должно быть как в жизни. Съёмки усложнялись тем, что Филатов категорически отказался раздеваться полностью и его, одетого в джинсы пришлось постоянно прятать под одеялом.
К счастью для режиссёра, всё компенсировала Яковлева. Молодая актриса довольно быстро преодолела смущение. Этому способствовала и хитрость Митты, который, снимая актрису сначала в белье, долго хвалил красоту кадра, в котором "тело Яковлевой выглядело идеально". Молодая актриса не устояла и разделась полностью.Но позже снова "грянул гром". В лаборатории Мосфильма, где проявляли плёнку, увидели кадры с Яковлевой и Филатовым. Работницы тут же доложили начальству, что Митта в павильонах Мосфильма по ночам снимает оргии. Митту вызвали "на ковёр". В итоге, по словам режиссёра, сцену пришлось сильно сократить - после долгих уговоров он уговорил директора Мосфильма не смывать весь отснятый для этой сцены материал, а перемонтировать его. В итоге, как рассказывал Митта, до зрителя дошло не более 20 % снятой сцены. Александра Яковлева, правда, отрицает это. И говорит, что в фильме показано ровно то, что было снято. "Но я понимаю, кино должны окружать легенды, поэтому, если Митта сказал, пусть так и будет", - говорила в интервью актриса.
Кстати, в сценарии фильма присутствовала ещё одна откровенная сцена - между ещё молодым лётчиком Ненароковым и его будущей женой, в воспоминаниях Ненарокова. Но эту сцену режиссёр вырезал сам, не ожидая рецензии худсовета.Но всё же, несмотря на то, что в фильме осталась всего малая частица от задуманного, "Экипаж" вошёл в историю как первый фильм в СССР с элементами эротики.
Использованы кадры из художественного фильма "Экипаж", реж. А. Митта, Мосфильм, 1979 год