Маршал Советского Союза Василий Чуйков после прочтения книги Солженицына "Архипелаг Гулаг" высказался о том, что думает насчет данной книги.
Здесь важно вот что: Чуйков высказался именно с точки зрения истории, игнорируя при этом момент эмоциональный, хотя Солженицын часто на него пытался напирать всеми силами.
Чуйков полагал, что Солженицын писал "Архипелаг" прежде всего для западной аудитории, которая не станет проверять факты в силу антисоветских настроений.И, по мнению Чуйкова, с точки зрения истории книга Солженицына не представляет никакой ценности.
Отдельные факты
Чуйков замечал, что в книге "Архипелаг Гулаг" утверждается, что в Сталинградской битве колоссальную роль сыграли штрафные роты. Однако как военачальник, участник событий, Чуйков заявляет, что в принципе в этой битве не было ни одной штрафной роты. И история факт данный подтверждает. Соответственно, как минимум в этом моменте Солженицын попросту обманул своих читателей.
Чуйков также подчеркивал, что Солженицын в своей работе пытается доказать, что якобы советские граждане не хотели особо-то защищать Родину, просто их вынуждало руководство. И это тоже противоречит фактам, потому что можно вспомнить хотя бы партизанское движение и мобилизацию, чего не было ни в одной стране мира.
Методологические проблемы
Василий Чуйков был уверен в том, что главная проблема в книгах Солженицына заключается в том, что какие-то странные доводы писателя иногда представляются так, как будто бы это факт.
Например, Солженицын нередко вспоминает приказы, секретные постановления, называет численность армии, заключенных и мн. другое. Но здесь вот что непонятно: где Солженицын брал эти данные? Неужели ему военное руководство показывало секретные документы или он работал в архивах?
Увы, но нет. Всегда говорилось в его книгах, что данные ему предоставил или В. или М. или еще кто-либо. И, как считает Чуйков, любой историк мог бы легко опровергнуть практически все доводы Солженицына. Что, к слову, и произошло.
Например, в архивах работал историк Виктор Земсков, который после данной работы практически все тезисы Солженицына, претендующие на исторические, разоблачил.