Однажды художник-иллюстратор
Леонид Владимирский вступил в дискуссию с
Сергеем Образцовым, знаменитым руководителем Театра Кукол. Это было после просмотра спектакля о
Буратино.
Художник посчитал, что в спектакле кукла главного героя выполнена не очень красиво, со ртом до ушей. Образцов возразил, что так и задумано -мол, уродец может быть добрым и хорошим героем.
Точка зрения Образцова, возможно, и верна - всё же Буратино по тексту деревянный. И для кукольного театра, пожалуй, такое решение логично.
А Владимирский хотел, чтобы его герои сразу нравились детям, и все его рисунки соответствовали этому правилу.
У меня в детстве был "Золотой ключик" с иллюстрациями Скобелева - очень хорошими и оригинальными.Но были и несколько открыток с рисунками Владимирского, и было понятно, что на них - самый идеальный Буратино! Даже несмотря на то, что он немного отходит от текста Алексея Толстого. Например, Владимирский решил нарисовать колпачок полосатым, а не белым, как в книге. После этого и другие художники тоже стали рисовать Буратино именно полосатые колпачки.
Открытка 1967 года издания.
Сначала Владимирский иллюстрировал "Золотой ключик" для студии "Диафильм". Причём по собственной инициативе - работая на студии (после учёбы во ВГИКе), он узнал, что Алексей Толстой до войны написал покадровый план специально для диафильма, но работа эта не была реализована. Владимирский нашёл в архиве Литинститута этот текст (единственный экземпляр, остальные сгорели), и начал работу. Диафильм был готов в 1953 году.
Кадр из диафильма
Любопытно, что моделью для создания рисованного образа деревянного человечка послужила... девочка!
Да, Буратино Владимирский срисовывал со своей пятилетней дочери. Сделал ей картонный нос, и делал наброски с натуры. Так рисованный герой обрёл симпатичные черты и живую мимику. И пусть это нетипично для человечка, вырезанного из дерева старым шарманщиком - всё же это сказка! А в сказке и дерево может иметь человеческие черты!
Я не нашёл в сети детских фотографий Аи, дочери Владимирского. Но и на поздних её снимках узнатся черты доброго сказочного героя.
Кстати, о шарманщике - у папы Карло тоже был прототип. Его Владимирский срисовал со своего деда.
После диафильма Владимирский сделал книжку-картинку по Буратино, и уж потом, в 1956 году проиллюстрировал оригинальный текст Алексея Толстого. С тех пор образ, созданный Владимирским, считается каноническим.
Буратино стал одним из любимейших героев художника. Он настолько полюбил этого человечка, что в 90-е годы... сам написал две книги о его новых приключениях - "Буратино ищет клад" и "Буратино в Изумрудном городе". Во второй книге он совместил своих любимых героев - ведь цикл об "Изумрудном городе" тоже был иллюстрирован Владимирским, и эти рисунки тоже считаются каноническими.
Любимые герои Владимирского - Буратино и Страшила
Сегодня прекрасному художнику Леониду Викторовичу Владимирскому исполнилось бы сто лет.В детстве он хотел писать стихи и рисовать. Но поступать в литературный или художественный не стал - отец сказал, что надо получить профессию, а рисовать и сочинять можно и в свободное от работы время. В итоге Владимирский поступил в строительный, но из-за войны не закончил.А после войны, в 25 лет, неожиданно поступил во ВГИК, на отделение мультипликации. И хоть он не снял ни одного мультфильма (диафильмы - это немного другое), его рисунки были, по его же словам, чем-то средним между кино и книгой - как фильм на бумаге.
А после 80 лет, когда ухудшилось зрение и нельзя было рисовать, Владимирский вернулся к стихам. Мне понравилось стихотворение, которое он написал после выступления в семейном детском доме, когда маленькая девочка подарила ему сушку - за картинки...
СУШКА К ЧАЮГоды мчатся все быстрее. Поперек дороги -остановки, юбилеи, подводить итоги.У меня случится скоро юбилей-мистерия.Девяносто. Вот умора. Даже сам не верю я.А сегодня невзначай подошла девчушка:"За картинки. Это к чаю". И дала мне сушку!Этот солнечный кружок всех наград дороже,Значит, очень хорошо жизнь свою я прожил.Леонид Викторович, Спасибо Вам за Ваше искусство! Светлая память!