Фильм "Кин-дза-дза" глазами режиссера Георгия Данелии рассказывает об обществе несвободных людей, доведенных до стадии абсурда на планете, которая досталась потребителям материальных ценностей.
Культура здесь доведена до примитивизма, также как и общение - простые звуки, простые слова. Ценность имеет только классовая принадлежность и наличие ресурса.
В мире Плюк встречают по одежке, и провожают тоже по одежке. Если есть ресурс - можешь носить желтые штаны, если же много ресурса - то даже малиновые, как разъясняет герой Евгения Леонова.
Статус даёт ряд привилегий, а внешне выражается в цвете штанов:
Жёлтые штаны (богатые жители, имеющие КЦ) - перед владельцем таких штанов пацаки должны приседать особым образом и говорить "Ку" два раза.
Малиновые штаны (богатые жители с большим количеством КЦ) - перед владельцем таких штанов пацаки обязаны приседать два раза, чатлане - один. Кроме того, владельцев малиновых штанов запрещено бить по ночам эцилоппам.
Голубые штаны (правитель планеты Плюк) - личный бассейн, собственная охрана.
В этом мире живут два класса - пацаки и чатлане. Первые - наивные и добрые, вторые - агрессивные и расчетливые. Бал здесь правят вторые с помощью местной валюты - КЦ. Хуже всего здесь - не иметь цветных штанов, тогда придется долго приседать.
Главная цель любого жителя планеты Плюк - движение вверх по иерархической лестнице.
Данелия показывает, как общество потребления заходит в тупик, не имея духовного начала. Любые законы ведут к абсурду, если нет воли человека.
Для советского общества этот фильм был неожиданным и необычным. Кто-то увидел в нем пародию на капиталистическое общество, кто-то на бездуховный коммунистический строй. Но Данелия не имел в виду конкретный уклад общества и государства, он говорил о роли и месте человека в этом мире, которого любое общество может превратить в подчиненное существо, сбив его изначальные ориентиры.
В фильме используется хороший психологический приём, позволяющий со стороны увидеть незаметные в обыденной жизни пороки культуры. Картина оказала заметное влияние на общество, имеет высокий рейтинг как в России, так и за рубежом. Многие фразы стали устойчивыми выражениями. Картину относят к жанру "Киберпанк" наряду с "Пятым элементом", "13 этаж" и "Матрицей".
Фильм довольно наглядно показывает, что высокие технологии, а также "прокачка" эзотерическими техниками способностей организма и интеллекта вполне могут ужиться с безнравственностью людей и низким уровнем организации общества.
В конце картины дядя Вова и Гедеван предлагают плюканам лететь на Землю, на что те отвечают: "Меня на планету, где не знают кто перед кем должен приседать? Чушь!" "Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов - то нет цели!". Эх, знали бы плюкане, что в социальном устройстве землян тоже есть и "цветовая дифференциация штанов", и правила перед кем приседать, и кому говорить "Ку".