21 декабря 2020 года в 05:12

Как снимали «Пес Барбос...» и «Самогонщики»

Вообще короткометражка "Пес Барбос и необычный кросс" была последним шансом молодого режиссера Леонида Гайдая. Предыдущие работы у него с треском провалились. За первую картину, сатирическую комедию "Жених с того света" его вообще отстранили от съёмок на два года, а фильм о комсомольцах "Трижды воскресший" остался незамеченным и зрителями и критиками.                                    





Смотреть все фото в галерее
На "Мосфильме" на Гайдая махнули рукой - подавал большие надежды, но сдулся. Сколько таких непризнанных "гениев" бродят по коридорам киностудий. Расстроенный Гайдай, в жуткой депрессии уехал к родителям в Иркутск. Сидел дома, читал, размышлял, уже даже подумывал бросить этот капризный мир кино и "податься в управдомы". Но..., однажды разбирая на чердаке старые газеты, наткнулся на фельетон Степана Олейника "Браконьеры", начинавшийся словами:
Через пойму, через дол,Там, где верб зеленых своды,Двух Никол Гаврила вел -Шли в поход враги природы...    


Сюжет фельетона простой: трое браконьеров пришли на речку глушить рыбу, но их совестливый пес помешал им. И молодой режиссер загорелся - а почему бы не снять небольшой короткометражный фильм про трех смешных браконьеров и их собаку. Он написал сценарий, придумал героям прозвища: Трус, Бывалый, Балбес и конечно же главный герой пес Барбос.    


Леонид Гайдай    
На "Мосфильме" идею поддержали - актуально, весело и недорого. Три актера, минимальная съемочная группа, натурные съемки, минимум затрат. Если фильм и в этот раз провалится, ничего страшного, убытков немного.
С кандидатурой на роль Труса проблем не было - Гайдай, когда писал сценарий видел в ней Георгия Вицина, которого знал по своему первому фильму "Жених с того света". В роли Балбеса он планировал снимать Сергея Филиппова. Но тот был сильно занят в других фильмах, и сниматься не смог (позже он сыграет у Гайдая Кису Воробьянинова). Пробовали на роль Бориса Новикова, но тот почему-то не подошел.
Тогда Вицин рассказал режиссеру: видел в цирке на Цветном бульваре клоуна, внешне, как изящно выразился Георгий Михайлович, "напоминающего глисту". Заинтригованный хитроумной метафорой, Гайдай пригласил клоуна на пробы и был поражен: "Никулин - вылитый Балбес!".    


А вот с Бывалым пришлось помучаться. Пробовали на роль Ивана Любезнова, Михаила Жарова и Михаила Пуговкина, но никого не утвердили. Тогда руководитель "Мосфильма" Иван Пырьев, посоветовал попробовать на эту роль малоизвестного, но фактурного актёра Евгения Моргунова.
На роль Барбоса была нужна собака с киноопытом. У одного из дрессировщиков нашли цирковую дворнягу Бреха - у него уже было несколько ролей, правда, ещё ни одной главной. Работать на съёмочной площадке с ним оказалось непросто, цирковой пёс оказался своенравным актёром и делал не то, что от него требовали режиссёр и хозяин. Почти каждая сцена требовала дублей, а только погоню с динамитом в зубах снимали, казалось, бесконечно. Брех то бросал динамит на половине пути, то убегал в другую сторону, то вдруг останавливался, обнюхивал кусты и задирал лапу...    


Непростые отношения у пса были с партнерами по площадке, особенно с Моргуновым. Тому не нравилось, что из-за собаки их гоняют по площадке. Он стал кричать на Барбоса, тот в ответ огрызался и рычал, а как-то улучив момент вообще цапнул того за ногу.    


Вообще с Евгением Моргуновым работать было сложно. Очень непростой характер. Это в кино они неразлучная троица - Вицин, Никулин и Моргунов. А в жизни они были просто партнерами по площадке, дружеских отношений между ними не было, помимо съемок актеры не встречались

Жена Гайдая, Нина Гребешкова считает, что виной всему неуживчивый характер Моргунова: "Даже умная и дружелюбная собака его и невзлюбила". И все же, несмотря на сложный характер, в чувстве юмора Моргунову не откажешь.
Однажды местные колхозники шли мимо и обратили внимание на Вицина, который с измазанным сажей лицом, в рваной обгорелой одежде с воодушевлением пел романс "Куда, куда вы удалились..." (так он релаксировал между съемками). На расспросы колхозников, мол, что за певец такой, Моргунов ответил:- Иван Семенович Козловский. У него сегодня дача сгорела, вот он того... умом тронулся. Вызвали психушку, сейчас его заберут.    


Но несмотря на все эти неурядицы и шуточки работа над короткометражкой шла споро. За полмесяца материала было снято на полчаса, но надо было уложиться в 10 минут хронометража, поэтому фильм нещадно резали. Но не расстраивайтесь, большинство вырезанного пошло во второй фильм "Самогонщики". Худсовет фильм принял благосклонно - попросил лишь убрать сцену, когда троица пробегала через шалаш, и Трус забегал в брюках, а выскакивал без них.
Троица оглядывалась назад, а за ними из шалаша выходил медведь с брюками в лапах. Гайдай хотел снять настоящего медведя, но директор картины рисковать не разрешил. Тогда Юрий Никулин привёз из цирка медвежью шкуру, в которую влез сам режиссёр. Худсовет посчитал медведя слишком ненатуральным, и эпизод убрали. А вот выбегающий в одних трусах Вицин остался.    


Впервые фильм был показан как одна из новелл сатирического альманаха "Совершенно серьёзно", и короткометражка имела небывалый успех! Чуть позже фильм вышел на широкий экран и его закупили к показу около 100 стран мира. Несколько престижных премий, кассовые сборы зашкаливали. Популярность Труса, Балбеса и Бывалого приобрела всесоюзные масштабы - настолько ярких и обаятельных отрицательных персонажей на экранах ещё не было! Популярность оценивается также количеством анекдотов, а их было немеряно.    


На волне успеха решено было снимать и второй короткий фильм про неразлучную троицу и пса Барбоса. Идею второй короткометражки "Самогонщики" подсказал Гайдаю Юрий Никулин, который играл в цирке подобную сценку вместе с партнером. Но фильм мог так и остаться в планах, поскольку поначалу в нем отказался сниматься Евгений Моргунов, без которого разрушалась троица. Участвовать в картине Моргунова уговорил все тот же Пырьев.
На роль собаки опять пригласили Бреха, который увидев Моргунова тут же его облаял. "Вот гад какой, все помнит!" - возмутился артист.
- На этот раз с собакой возникли сложности, - вспоминал Никулин. - Тяжелый змеевик самогонного аппарата Брех поднимал с трудом, к тому же порезал лапы. Дрессировщик с досады чуть не плакал. Съемочную группу выручил ветродуйщик - человек, который специальным приспособлением помогает создавать ветер. Он предложил попробовать его овчарку Рекса, которая, по его словам, ничего и никого не боится и легко носит тяжести. Первое, что сделал Рекс, когда появился на съемочной площадке, - кинулся на Моргунова! Почему - никто объяснить не мог. Моргунов обиделся и всем говорил: "Рекса против меня настроил Брех, это все проделки его дрессировщика!"    


Рекс и Брех    
С тех пор, стоило Рексу увидеть Моргунова, как он сразу ощеривался. Артист в ответ тоже скалил зубы. Так они, рыча друг на друга, и снимались. Зато на съемочной площадке пес быстро освоился и легко выполнял все команды.
Некоторые, прежде всего сами Гайдай и Никулин считают что "Самогонщики" получились хуже чем "Пес Барбос и необычный кросс". Мол закупили его не 100 стран, а всего лишь 70. ""Самогонщики" во многом строились на применении старых, уже использованных приемов. Кроме того, "Самогонщики" шли двадцать минут (благодаря песне), а "Пес Барбос..." длился около десяти и воспринимался как короткий анекдот".(воспоминания Юрия Никулина). Я конечно уважаю мнение великого артиста, но считаю и "Самогонщиков" великолепной картиной. И вообще в моем понимании и "Пес Барбос" и "Самогонщики" это один неразрывный фильм. Причем на долгие времена. Уйдут в забвение многие нынешние "великие шедевры", а две маленькие короткометражки с обаятельными жуликами и их собакой останутс
На "Мосфильме" на Гайдая махнули рукой - подавал большие надежды, но сдулся. Сколько таких непризнанных "гениев" бродят по коридорам киностудий. Расстроенный Гайдай, в жуткой депрессии уехал к родителям в Иркутск. Сидел дома, читал, размышлял, уже даже подумывал бросить этот капризный мир кино и "податься в управдомы". Но..., однажды разбирая на чердаке старые газеты, наткнулся на фельетон Степана Олейника "Браконьеры", начинавшийся словами:
Через пойму, через дол,Там, где верб зеленых своды,Двух Никол Гаврила вел -Шли в поход враги природы...    
Сюжет фельетона простой: трое браконьеров пришли на речку глушить рыбу, но их совестливый пес помешал им. И молодой режиссер загорелся - а почему бы не снять небольшой короткометражный фильм про трех смешных браконьеров и их собаку. Он написал сценарий, придумал героям прозвища: Трус, Бывалый, Балбес и конечно же главный герой пес Барбос.    
Леонид Гайдай    
На "Мосфильме" идею поддержали - актуально, весело и недорого. Три актера, минимальная съемочная группа, натурные съемки, минимум затрат. Если фильм и в этот раз провалится, ничего страшного, убытков немного.
С кандидатурой на роль Труса проблем не было - Гайдай, когда писал сценарий видел в ней Георгия Вицина, которого знал по своему первому фильму "Жених с того света". В роли Балбеса он планировал снимать Сергея Филиппова. Но тот был сильно занят в других фильмах, и сниматься не смог (позже он сыграет у Гайдая Кису Воробьянинова). Пробовали на роль Бориса Новикова, но тот почему-то не подошел.
Тогда Вицин рассказал режиссеру: видел в цирке на Цветном бульваре клоуна, внешне, как изящно выразился Георгий Михайлович, "напоминающего глисту". Заинтригованный хитроумной метафорой, Гайдай пригласил клоуна на пробы и был поражен: "Никулин - вылитый Балбес!".    
А вот с Бывалым пришлось помучаться. Пробовали на роль Ивана Любезнова, Михаила Жарова и Михаила Пуговкина, но никого не утвердили. Тогда руководитель "Мосфильма" Иван Пырьев, посоветовал попробовать на эту роль малоизвестного, но фактурного актёра Евгения Моргунова.
На роль Барбоса была нужна собака с киноопытом. У одного из дрессировщиков нашли цирковую дворнягу Бреха - у него уже было несколько ролей, правда, ещё ни одной главной. Работать на съёмочной площадке с ним оказалось непросто, цирковой пёс оказался своенравным актёром и делал не то, что от него требовали режиссёр и хозяин. Почти каждая сцена требовала дублей, а только погоню с динамитом в зубах снимали, казалось, бесконечно. Брех то бросал динамит на половине пути, то убегал в другую сторону, то вдруг останавливался, обнюхивал кусты и задирал лапу...    
Непростые отношения у пса были с партнерами по площадке, особенно с Моргуновым. Тому не нравилось, что из-за собаки их гоняют по площадке. Он стал кричать на Барбоса, тот в ответ огрызался и рычал, а как-то улучив момент вообще цапнул того за ногу.    
Вообще с Евгением Моргуновым работать было сложно. Очень непростой характер. Это в кино они неразлучная троица - Вицин, Никулин и Моргунов. А в жизни они были просто партнерами по площадке, дружеских отношений между ними не было, помимо съемок актеры не встречались

Жена Гайдая, Нина Гребешкова считает, что виной всему неуживчивый характер Моргунова: "Даже умная и дружелюбная собака его и невзлюбила". И все же, несмотря на сложный характер, в чувстве юмора Моргунову не откажешь.
Однажды местные колхозники шли мимо и обратили внимание на Вицина, который с измазанным сажей лицом, в рваной обгорелой одежде с воодушевлением пел романс "Куда, куда вы удалились..." (так он релаксировал между съемками). На расспросы колхозников, мол, что за певец такой, Моргунов ответил:- Иван Семенович Козловский. У него сегодня дача сгорела, вот он того... умом тронулся. Вызвали психушку, сейчас его заберут.    
Но несмотря на все эти неурядицы и шуточки работа над короткометражкой шла споро. За полмесяца материала было снято на полчаса, но надо было уложиться в 10 минут хронометража, поэтому фильм нещадно резали. Но не расстраивайтесь, большинство вырезанного пошло во второй фильм "Самогонщики". Худсовет фильм принял благосклонно - попросил лишь убрать сцену, когда троица пробегала через шалаш, и Трус забегал в брюках, а выскакивал без них.
Троица оглядывалась назад, а за ними из шалаша выходил медведь с брюками в лапах. Гайдай хотел снять настоящего медведя, но директор картины рисковать не разрешил. Тогда Юрий Никулин привёз из цирка медвежью шкуру, в которую влез сам режиссёр. Худсовет посчитал медведя слишком ненатуральным, и эпизод убрали. А вот выбегающий в одних трусах Вицин остался.    
Впервые фильм был показан как одна из новелл сатирического альманаха "Совершенно серьёзно", и короткометражка имела небывалый успех! Чуть позже фильм вышел на широкий экран и его закупили к показу около 100 стран мира. Несколько престижных премий, кассовые сборы зашкаливали. Популярность Труса, Балбеса и Бывалого приобрела всесоюзные масштабы - настолько ярких и обаятельных отрицательных персонажей на экранах ещё не было! Популярность оценивается также количеством анекдотов, а их было немеряно.    
На волне успеха решено было снимать и второй короткий фильм про неразлучную троицу и пса Барбоса. Идею второй короткометражки "Самогонщики" подсказал Гайдаю Юрий Никулин, который играл в цирке подобную сценку вместе с партнером. Но фильм мог так и остаться в планах, поскольку поначалу в нем отказался сниматься Евгений Моргунов, без которого разрушалась троица. Участвовать в картине Моргунова уговорил все тот же Пырьев.
На роль собаки опять пригласили Бреха, который увидев Моргунова тут же его облаял. "Вот гад какой, все помнит!" - возмутился артист.
- На этот раз с собакой возникли сложности, - вспоминал Никулин. - Тяжелый змеевик самогонного аппарата Брех поднимал с трудом, к тому же порезал лапы. Дрессировщик с досады чуть не плакал. Съемочную группу выручил ветродуйщик - человек, который специальным приспособлением помогает создавать ветер. Он предложил попробовать его овчарку Рекса, которая, по его словам, ничего и никого не боится и легко носит тяжести. Первое, что сделал Рекс, когда появился на съемочной площадке, - кинулся на Моргунова! Почему - никто объяснить не мог. Моргунов обиделся и всем говорил: "Рекса против меня настроил Брех, это все проделки его дрессировщика!"    
Рекс и Брех    
С тех пор, стоило Рексу увидеть Моргунова, как он сразу ощеривался. Артист в ответ тоже скалил зубы. Так они, рыча друг на друга, и снимались. Зато на съемочной площадке пес быстро освоился и легко выполнял все команды.
Некоторые, прежде всего сами Гайдай и Никулин считают что "Самогонщики" получились хуже чем "Пес Барбос и необычный кросс". Мол закупили его не 100 стран, а всего лишь 70. ""Самогонщики" во многом строились на применении старых, уже использованных приемов. Кроме того, "Самогонщики" шли двадцать минут (благодаря песне), а "Пес Барбос..." длился около десяти и воспринимался как короткий анекдот".(воспоминания Юрия Никулина). Я конечно уважаю мнение великого артиста, но считаю и "Самогонщиков" великолепной картиной. И вообще в моем понимании и "Пес Барбос" и "Самогонщики" это один неразрывный фильм. Причем на долгие времена. Уйдут в забвение многие нынешние "великие шедевры", а две маленькие короткометражки с обаятельными жуликами и их собакой останутс
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Астронавты на МКС показали, как выглядит полярное сияние из космоса 15 странных привычек гениев Кое-что про кентавров В России до конца года официально в продаже появится 46 новых моделей авто Врач и четыре медсестры задержаны за фиктивные вакцинации Covid-19 в Санкт-Петербурге После замечания о доставке посылки курьер Amazon напала на клиентку и сломала ей нос Фото прошлого, на которых история кажется ещё интересней Пенсионер нашел под домом потерянный дворец Диана Арбенина написала пост, посвященный Михаилу Ефремову Утраченное искусство удовлетворения. Древние люди знали толк в сексе? Ириновна: уральская активистка сменила отчество на