Многие, наверное, слышали о подвиге Ивана Сусанина, который во время Смутного времени завёл поляков в лесные дебри, чтобы не дать им добраться до выбранного Земским собором юного русского царя Михаила Романова. Правда, почти всё сказанное о нём неправда.
Смотреть все фото в галерее
Легенда
Смутное время - период в истории России, продолжавшийся с 1598 года (год гибели Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного, не оставившего наследников) по 1613 (год избрания на московский престол Михаила Романова). На русский престол претендовал и Сигизмунд III, польский король. Именно его отряд, по легенде, должен был провести после многочисленных пыток к Михаилу Фёдоровичу простой русский крестьянин Иван Сусанин. Молодой царь, которому на тот момент было 16 лет, скрывался в Ипатьевском монастыре.
Но Сусанин вместо того, чтобы указать полякам дорогу, повёл их в совершенно противоположном направлении. Вражеский отряд был заведён в дремучие лесные чащи. Как только обман раскрылся, крестьянин был зарублен, а поляки так и не смогли выбраться из леса.
Скорее всего, вы слышали именно эту версию популярной легенды. Вот только в единственном источнике, который повествует о подвиге Сусанина, нет ни слова о лесе и гибели польского отряда.
Жалованная грамота
"Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромский уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти..."
В этой жалованной грамоте, выданной в 1619-м году зятю Сусанина, Богдану Собинину, говорится лишь о том, что костромской крестьянин, несмотря на пытки поляков, не выдал местонахождение царя. В ответ на этот подвиг царь повелел освободить Собинина с женой, детьми, внуками и правнуками от всяких податей и обязанностей. Кроме того, зять Сусанина получил половину деревни Деревнищи недалеко от Домнина.
Откуда взялась легенда?
Встаёт вопрос, откуда в таком случае взялась знакомая нам версия подвига Сусанина? Как из истории крестьянина, "не сдавшего" местоположение царя, вышла легенда о мужике, который завёл польский отряд в непроходимые дебри?
Интересно, но вплоть до начала XIX в. никто толком и не слыхивал о Иване Сусанине. Лишь в 1792-м году он появился на страницах "Собраний исторических известий, относящихся до Костромы" за авторством полковника Ивана Васькова. Затем Афанасий Щекатов, российский учёный-географ, отразил подвиг Сусанина в "Географическом словаре" 1804-го года. Но больше всего его популяризации способствовали поэма Кондратия Рылеева "Иван Сусанин" 1822 года (которая до сих пор есть в школьной программе) и опера Михаила Глинки 1836 года - "Жизнь за царя" или "Иван Сусанин". В обоих этих произведениях фигурируют знакомые нам события из легенды.
""Сусанин!- вскричали,- что молишься богу?
Теперь уж не время - пора нам в дорогу!"
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло...
"Куда ты завел нас?" - лях старый вскричал.
"Туда, куда нужно!- Сусанин сказал.-
Убейте! замучьте!- моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!.."
И, как это часто бывает, красивая, но не подтверждённая источниками легенда, которую изложили в поэме и опере, быстро стала популярной. Впрочем, одного обстоятельства она не меняет - подвиг Сусанина. Пусть и не такой, о каком мы привыкли слышать, но он всё же был - несмотря ни на что, простой русский крестьянин отказался сотрудничать с врагом и предпочёл смерть предательству.
Смутное время - период в истории России, продолжавшийся с 1598 года (год гибели Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного, не оставившего наследников) по 1613 (год избрания на московский престол Михаила Романова). На русский престол претендовал и Сигизмунд III, польский король. Именно его отряд, по легенде, должен был провести после многочисленных пыток к Михаилу Фёдоровичу простой русский крестьянин Иван Сусанин. Молодой царь, которому на тот момент было 16 лет, скрывался в Ипатьевском монастыре.
Но Сусанин вместо того, чтобы указать полякам дорогу, повёл их в совершенно противоположном направлении. Вражеский отряд был заведён в дремучие лесные чащи. Как только обман раскрылся, крестьянин был зарублен, а поляки так и не смогли выбраться из леса.
Скорее всего, вы слышали именно эту версию популярной легенды. Вот только в единственном источнике, который повествует о подвиге Сусанина, нет ни слова о лесе и гибели польского отряда.
"Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромский уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти..."
В этой жалованной грамоте, выданной в 1619-м году зятю Сусанина, Богдану Собинину, говорится лишь о том, что костромской крестьянин, несмотря на пытки поляков, не выдал местонахождение царя. В ответ на этот подвиг царь повелел освободить Собинина с женой, детьми, внуками и правнуками от всяких податей и обязанностей. Кроме того, зять Сусанина получил половину деревни Деревнищи недалеко от Домнина.
Встаёт вопрос, откуда в таком случае взялась знакомая нам версия подвига Сусанина? Как из истории крестьянина, "не сдавшего" местоположение царя, вышла легенда о мужике, который завёл польский отряд в непроходимые дебри?
Интересно, но вплоть до начала XIX в. никто толком и не слыхивал о Иване Сусанине. Лишь в 1792-м году он появился на страницах "Собраний исторических известий, относящихся до Костромы" за авторством полковника Ивана Васькова. Затем Афанасий Щекатов, российский учёный-географ, отразил подвиг Сусанина в "Географическом словаре" 1804-го года. Но больше всего его популяризации способствовали поэма Кондратия Рылеева "Иван Сусанин" 1822 года (которая до сих пор есть в школьной программе) и опера Михаила Глинки 1836 года - "Жизнь за царя" или "Иван Сусанин". В обоих этих произведениях фигурируют знакомые нам события из легенды.
""Сусанин!- вскричали,- что молишься богу?
Теперь уж не время - пора нам в дорогу!"
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло...
"Куда ты завел нас?" - лях старый вскричал.
"Туда, куда нужно!- Сусанин сказал.-
Убейте! замучьте!- моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!.."
И, как это часто бывает, красивая, но не подтверждённая источниками легенда, которую изложили в поэме и опере, быстро стала популярной. Впрочем, одного обстоятельства она не меняет - подвиг Сусанина. Пусть и не такой, о каком мы привыкли слышать, но он всё же был - несмотря ни на что, простой русский крестьянин отказался сотрудничать с врагом и предпочёл смерть предательству.