23 октября 2021 года в 14:54

Хипари и панки - бледные поганки: советские молодежные субкультуры в фотографиях

Расцвет молодежных субкультур пришелся в СССР на середину 1980-х - начало 1990-х годов. Советская идеология рушилась, и ее место занимало то, что десятью годами раньше именовалось "западной заразой". Старшее поколение ужасалось, а западные журналисты снимали неформалов как "советскую экзотику" наравне с матрешками. Давайте взглянем на старые фото и вспомним, как это было.                                    





Смотреть все фото в галерее


Молодежные субкультуры в Советском Союзе, стране, отрезанной от Запада  железным занавесом, были формой открытого молодежного протеста против идеологического и культурного застоя. Стиляги, готы, хиппи, байкеры, панки, рокеры и металлисты сформировали контркультуры, которые часто вызывали гнев советских коммунистических властей. Советские государственные СМИ называли эти группы  ленивыми паразитами,  пиявками общества и даже фашистами.  Но скоро советским идеологам стало не до молодежных движений: СССР рухнул, а субкультуры остались.    


Так называемые стилиги были молодежным контркультурным движением с 1950-х по 1980-е годы, главной отличительной чертой которого была яркая и привлекающая внимание одежда. Западные журналисты переводили это слово английским выражением, дословно означавшим "охотники за стилем".
Стиляги в первую очередь отличались модной одеждой - предпочтительно иностранной марки, приобретенной у фарцовщиков. Они были увлечены заграницей, современной западной музыкой и модой, соответствующей моде поколения битников.  Стиляги очень любили свинг и буги-вуги. Женщины носили платья и обувь на высоком каблуке, а мужчины выбирали узкие клетчатые брюки и яркие рубашки. Хотя их стиль со временем немного изменился, стиляги всегда носили откровенно смелые фасоны и яркие цвета.    


Движение хиппи в Советском Союзе росло рука об руку с черным рынком. В то время как их американские современники были заняты осуждением консьюмеризма, советские хиппи жаждали джинсов в американском стиле и доступа к запрещенной музыке. Факторы, мотивирующие советских хиппи, несколько отличались от тех, которые двигали их американскими собратьями. В то время как американские хиппи восстали против того, что они считали упадочной и коррумпированной потребительской культурой, советские хиппи выступили против государственной дисциплины.
Хиппи в Советском Союзе арестовывали на концертах и преследовали за  употребление наркотиков и западные ценности. И все же они доказали, что у Востока и Запада много общего, задолго до того, как пал железный занавес.    


Основоположником русского панка считается Егор Летов со своей группой "Гражданская оборона", которая начала выступать в начале 80-х. В конце 1980-х сформировался "Сектор Газа", также вскоре достигший культового статуса. Они создали жанр "колхозный панк", который смешал элементы деревенской жизни с панк-музыкой. Еще одной культовой группой несколькими годами позже стал "Король и Шут", представлявший хоррор-панк, используя костюмы и тексты в форме сказок и басен. Они стали одной из самых продаваемых групп в истории русского рока.
С ростом популярности запрещенной зарубежной музыки альтернативные жанры, в том числе хэви-метал, вошли в моду среди молодых советских граждан. Такие хэви-метал группы, как Black Sabbath, Iron Maiden, Metallica, Judas Priest и Megadeth были очень популярны среди мятежной советской молодежи. Их фанаты стали называться металлистами.    


Еще одна интересная субкультура - байкеры. К началу 1980-х количество молодых людей, ездящих на мотоциклах по улицам, заметно выросло. Хотя советские байкеры, как правило, не создавали преступных группировок, им, однако, нравилась та же же тяжелая рок-музыка, что и их западным коллегам. Они обычно собирались вечером по выходным, обычно где-то недалеко от парков или других общественных мест. Им нравилось кататься по сонным улицам ночью, и поэтому они стали предметом пристального внимания полиции. В то же время полицейские мотоциклы часто были устаревшими и нередко отставали от байкеров.    


В конце 1980-х о советских неформалах много писала западная пресса. Вот статья из английского журнала...    


А эта - из испанского...    


... а вот - из немецкого    


Молодежные субкультуры существуют и сегодня, однако ощущение новизны и дух протеста в них, конечно, уже не столь ярки. В этом смысле 1980-е уже не повторить.    




















































Молодежные субкультуры в Советском Союзе, стране, отрезанной от Запада  железным занавесом, были формой открытого молодежного протеста против идеологического и культурного застоя. Стиляги, готы, хиппи, байкеры, панки, рокеры и металлисты сформировали контркультуры, которые часто вызывали гнев советских коммунистических властей. Советские государственные СМИ называли эти группы  ленивыми паразитами,  пиявками общества и даже фашистами.  Но скоро советским идеологам стало не до молодежных движений: СССР рухнул, а субкультуры остались.    
Так называемые стилиги были молодежным контркультурным движением с 1950-х по 1980-е годы, главной отличительной чертой которого была яркая и привлекающая внимание одежда. Западные журналисты переводили это слово английским выражением, дословно означавшим "охотники за стилем".
Стиляги в первую очередь отличались модной одеждой - предпочтительно иностранной марки, приобретенной у фарцовщиков. Они были увлечены заграницей, современной западной музыкой и модой, соответствующей моде поколения битников.  Стиляги очень любили свинг и буги-вуги. Женщины носили платья и обувь на высоком каблуке, а мужчины выбирали узкие клетчатые брюки и яркие рубашки. Хотя их стиль со временем немного изменился, стиляги всегда носили откровенно смелые фасоны и яркие цвета.    
Движение хиппи в Советском Союзе росло рука об руку с черным рынком. В то время как их американские современники были заняты осуждением консьюмеризма, советские хиппи жаждали джинсов в американском стиле и доступа к запрещенной музыке. Факторы, мотивирующие советских хиппи, несколько отличались от тех, которые двигали их американскими собратьями. В то время как американские хиппи восстали против того, что они считали упадочной и коррумпированной потребительской культурой, советские хиппи выступили против государственной дисциплины.
Хиппи в Советском Союзе арестовывали на концертах и преследовали за  употребление наркотиков и западные ценности. И все же они доказали, что у Востока и Запада много общего, задолго до того, как пал железный занавес.    
Основоположником русского панка считается Егор Летов со своей группой "Гражданская оборона", которая начала выступать в начале 80-х. В конце 1980-х сформировался "Сектор Газа", также вскоре достигший культового статуса. Они создали жанр "колхозный панк", который смешал элементы деревенской жизни с панк-музыкой. Еще одной культовой группой несколькими годами позже стал "Король и Шут", представлявший хоррор-панк, используя костюмы и тексты в форме сказок и басен. Они стали одной из самых продаваемых групп в истории русского рока.
С ростом популярности запрещенной зарубежной музыки альтернативные жанры, в том числе хэви-метал, вошли в моду среди молодых советских граждан. Такие хэви-метал группы, как Black Sabbath, Iron Maiden, Metallica, Judas Priest и Megadeth были очень популярны среди мятежной советской молодежи. Их фанаты стали называться металлистами.    
Еще одна интересная субкультура - байкеры. К началу 1980-х количество молодых людей, ездящих на мотоциклах по улицам, заметно выросло. Хотя советские байкеры, как правило, не создавали преступных группировок, им, однако, нравилась та же же тяжелая рок-музыка, что и их западным коллегам. Они обычно собирались вечером по выходным, обычно где-то недалеко от парков или других общественных мест. Им нравилось кататься по сонным улицам ночью, и поэтому они стали предметом пристального внимания полиции. В то же время полицейские мотоциклы часто были устаревшими и нередко отставали от байкеров.    
В конце 1980-х о советских неформалах много писала западная пресса. Вот статья из английского журнала...    
А эта - из испанского...    
... а вот - из немецкого    
Молодежные субкультуры существуют и сегодня, однако ощущение новизны и дух протеста в них, конечно, уже не столь ярки. В этом смысле 1980-е уже не повторить.    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Рационализаторское предложение Каждый божий день Платье Такси. Кавказец. Пистолет Все разные Новая форма… Лучшие образы недели моды в Милане Классики литературы с очень необычными привычками В Красноярском крае в результате нападения медведя погиб турист из Москвы «Авианосцы» на Великих озёрах Почему в  Новые правила постановки и снятия с учёта транспортного средства Примеры, почему иногда нужно жать на кнопку камеры без раздумий 25 мужчин, которые очень любят смешить своих жён и подружек Когда плохо учился в школе фокусников Фотоподборка Завораживающая красота заброшенных мест