17 марта 2022 года в 23:17

Ретрофутуризм и его идеи: красивая мечта из прошлого

Красивые проекты, нелепые изобретения и даже таблетки от голода: с чего начался ретрофутуризм и о чем мечтали футурологи прошлого?                                    





Смотреть все фото в галерее
Ретрофутуризм появился еще в XIX веке. Именно тогда наука стремительно шагнула вперед, и дала творчеству настоящее плодородное поле для бурного роста. И чаще всего это выполнялось нелепо или же совсем нереалистично.
Часто мы можем увидеть на картинах авторов людей на невероятных автомобилях, летающих по воздуху, непременно курящих сигары, носящих шляпы и ведущих себя исключительно в соответствии с этикетом того времени. И ходит публика только в оперы, театры и кабаре.    
×


В принципе, термин "ретрофутуризм" полностью соответствует такому определению. Это искусство, в котором описывается мир будущего, которое базируется на технологиях, моде и стилистике прошлого, устаревших в реальном времени.
Конечно, раньше это было просто "футуризмом". И в начале своего существования - наивным и порой даже нелепым.
Вообще, под понятие "ретрофутуризм" попадает также стимпанк и дизельпанк, в которых технологии пересекаются с невозможным будущим. Но они появились куда позже.
Прежде всего на ретрофутуризм как таковой повлиял Жюль Верн: он описывал подводные лодки, небоскребы, электромеханические калькуляторы, факс и даже оружие с дистанционным управлением. И за ним последовали и изображения. Например, художник Альбер Робида часто изображал летающие машины и электропневматические поезда.    


В скором времени мания на "предсказания будущего" была уже повсеместной: в газетах появлялись зарисовки, на открытках - невозможные пейзажи будущего, придумывались технологии, которые в теории должны были появиться уже в конце XX века (те же летающие машины и таблетки от голода).
Отсюда и вырос тот самый стимпанк. Здесь викторианская эпоха переплетается с технологиями, а среди людей появляются самые настоящие киборги, которые живут исключительно благодаря механизмам. Даже не электронике.    


Ретрофутуризм - это что-то вроде того, какое будущее мы про... потратили. Или даже настоящее. Художники, обращающиеся к старым представлениям о будущем, с ностальгией и теплотой представляют себе, какое могло бы теперь быть настоящее: яркое, красочное, и точно без того минимализма, которым мы живем теперь.    


Также, обращаясь назад, мы можем найти и первого фантаста. Яркий пример - Луи-Себастьен Мерсе. В своем романе "Год две тысячи четыреста сороковой" он описывает утопическое общество, которое видел во сне.
Там есть все: прекрасный образец морали и нравственности, равенство, братство. Но утопическим оно было лишь на его взгляд. В его произведении сжигали "вредные книги", женщины были исключительно "примерными женами и матерями", а у медицины высшим достижением были ароматические ванны, которые лечили все болезни. Даже сифилис.
По его мнению, кстати, в России 2440 года живет всего 45 миллионов человек. Не похоже на прогнозы социологов и угрозу перенаселения, честно говоря.
Но кое с чем он все же угадал. Он предсказывал музей оптики, в котором показывают несуществующие пейзажи (то ли голограммы, то ли экраны). Везде есть гидроэлектростанции, на улицах стоят "незатухающие лампы" (почти что наши фонари), людям во всем помогают машины, а в картинных галереях стоит что-то вроде принтеров, где можно напечатать себе гравюру. Но этого мало: Мерсе предсказал... Синтезатор.    


Полноценную же основу для ретрофутуризма заложили только в 30-х годах прошлого века. Тогда в Нью-Йорке впервые прошла Всемирная выставка, а в кинотеатрах уже крутили фантастические фильмы вроде "Метрополиса".
Футуристические идеи были и в Советском Союзе. А все потому, что в принципе идеи были одинаковы для всего человечества: тут и там плюс-минус одинаковые технологии, но в СССР все это подстегивалось еще и госполитикой: будущее будет прекрасным. И споров быть точно не должно.
Это отражалось и в романах советского периода: Иван Ефремов, братья Стругацкие, да даже тот же самый Кир Булычев с его Алисой и Николай Носов с Незнайкой.    


Настоящий рассвет ретрофутуризма в США относится к 60-м годам. Война закончилась совсем недавно, вовсю цветет эпоха бэбибума, а будущее кажется безоблачным. Да и война во Вьетнаме еще не началась.
Поэтому в послевоенные годы футурологи мечтали о домах и городах под стеклянными куполами, в которых можно будет спрятаться от непогоды. Еще они боялись перенаселения, и поэтому предлагали строить просто огромные по размерам зернохранилища, чтобы обеспечить едой все населения. А еще - выращивать гигантские овощи или вовсе перейти на "пищевые таблетки".
Уже тогда проблемой в Америке были пробки на дорогах. Улицы, по мнению тех мечтателей, должны были целиком и полностью принадлежать пешеходам. К чему они машинам, если они будут летать по воздуху или ездить по многоуровневым эстакадам, поверхности которых будут очищаться с помощью подогрева.    


Периодически предлагали сделать и движущиеся тротуары для пешеходов. Но, например, Джанни Радари (тот самый, с социальной трагедией "Чиполино") предложил сделать движущимися скамейки для пенсионеров. И гуляешь, и не устаешь.
И все эти идеи нашли воплощение в реальной жизни. В стиле футуризма, например, обставили павильоны Всемирной выставки в Нью-Йорке, а Уолт Дисней открыл аттракцион "Дом будущего", где работали настоящие аниматорные роботы.
В конце концов, этот бум добрался и до архитектуры в повседневной жизни. Например, начал появляться стиль "гуги", который повлиял на необычный стиль повседневных зданий в Америке: заправок, мотелей, забегаловок. И даже на улицах становилось все чудесатее и чудесатее: то тут, то там появлялся скошенный фасад, дуги и арки и многое другое.    


Советские архитекторы тоже не отставали. Например, до сих пор очень эффектно смотрятся дома на Васильевском острове в Санкт-Петербурге или различные НИИ, по форме напоминающие странные космические корабли, да и эскизы были на высоте.    


Например, в 1974 году в журнале "Техника-молодежи" был представлен проект города двухтысячного года в Беринговом проливе за авторством архитектора Казимира Луческого. Это, своего рода, город-плотина.
"Давайте совершим путешествие по необычному городу, чьи контуры изображены живописцем на развороте. Этот город будущего соединяет два материка - Азию и Америку. Назовем его по имени пролива - город Берингов", - говорилось в описании проекта.    


А среди реализованных проектов - это, наверное, домбайская "Тарелка", построенная еще в 1969 году. Это маленький дом на 8 мест, некоторое время он находился в Финляндии, а позже его подарили СССР в знак дружбы. Оттуда он и уехал на Домбай. Такие здания есть и в Белэкспо в Минске и пансионат "Дружба" в Мисхоре под Ялтой.    




В Европе тоже был свой футуризм. Например, в Париже есть жилой комплекс "Пространство Абраксаса", спроектированный испанцем Рикардо Бофиллом. Он же засветился в фильме-антиутопии "Бразилия" режиссера Терри Гиллиама. А еще он похож на декорации "Голодных игр", но утверждать точно мы не будем.    


Были у футуристов и промахи. Практически все, что касалось компьютеров будущего, футуристы не смогли отгадать. В их представлении вышка технологий - это мощные калькуляторы, работающие на лампах и выводящие информацию максимум на кинескопах.
А размер их был... Ну, колоссальный. И это мягко сказано. Помните роман Дугласа Адамса "Автостопом по Галактике", где суперкомпьютером оказалась Земля?    


Это же касается и носителей информации. Тогда вообще не представляли, что в скором времени все фотографии, книги, фильмы и вообще любую информацию можно будет записать на малюсенькую флешку. Это видно и у Азимова, и у Хайнлайна и у многих других: информация героев хранилась на магнитных лентах или микропленках.    


Даже как-то удивительно, если учесть, что уже была разработана идея видеофона, ИИ и устройства распознавания голоса. Эту идею, к слову, неплохо высмеяли в аниме "Ковбой Бибоп". Там послание из прошлого не могли прочитать просто потому, что оно оказалось записано на устаревшей кассете. А во всей Солнечной системе оказалось лишь два магнитофона, в которые можно было бы вставить эту самую кассету.
Роботы-гуманоиды из различных произведений также были в своей степени парадоксальны. ИИ оказался как бы в отрыве от компьютеров, и потому различные помощники не умели считать. А сами компьютеры воспринимались едва ли более полезными, чем супер-мощные калькуляторы.    


Но в массовой культуре лучше всего, пожалуй, проявил себя ретрофутуризм в фильмах. Например, в фильме 1968 года Стенли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года" мы можем наблюдать те самые интерьеры ретрофутуризма, как бы слившиеся с модой 60-х годов.    


А вот советский ретрофутуризм - это, конечно, Тарковский и его "Солярис", декоратором которого был Михаил Ромадин.    


Правда, со временем эти идеи стали казаться наивными и потускнели. И дело вовсе не в распаде СССР. В тех же Штатах точно так же многие разочаровались в футуристических сказках: преступность, как и расслоение общества, становились все более заметными, недавно прошел Уотергейт.
Но в Штатах на фоне массового упадка бэби-бумеры как раз вспомнили, о чем они мечтали в детстве, и начали мечтать о светлом будущем по лекалам того, что видели в детстве.    
Ретрофутуризм появился еще в XIX веке. Именно тогда наука стремительно шагнула вперед, и дала творчеству настоящее плодородное поле для бурного роста. И чаще всего это выполнялось нелепо или же совсем нереалистично.
Часто мы можем увидеть на картинах авторов людей на невероятных автомобилях, летающих по воздуху, непременно курящих сигары, носящих шляпы и ведущих себя исключительно в соответствии с этикетом того времени. И ходит публика только в оперы, театры и кабаре.    
В принципе, термин "ретрофутуризм" полностью соответствует такому определению. Это искусство, в котором описывается мир будущего, которое базируется на технологиях, моде и стилистике прошлого, устаревших в реальном времени.
Конечно, раньше это было просто "футуризмом". И в начале своего существования - наивным и порой даже нелепым.
Вообще, под понятие "ретрофутуризм" попадает также стимпанк и дизельпанк, в которых технологии пересекаются с невозможным будущим. Но они появились куда позже.
Прежде всего на ретрофутуризм как таковой повлиял Жюль Верн: он описывал подводные лодки, небоскребы, электромеханические калькуляторы, факс и даже оружие с дистанционным управлением. И за ним последовали и изображения. Например, художник Альбер Робида часто изображал летающие машины и электропневматические поезда.    
В скором времени мания на "предсказания будущего" была уже повсеместной: в газетах появлялись зарисовки, на открытках - невозможные пейзажи будущего, придумывались технологии, которые в теории должны были появиться уже в конце XX века (те же летающие машины и таблетки от голода).
Отсюда и вырос тот самый стимпанк. Здесь викторианская эпоха переплетается с технологиями, а среди людей появляются самые настоящие киборги, которые живут исключительно благодаря механизмам. Даже не электронике.    
Ретрофутуризм - это что-то вроде того, какое будущее мы про... потратили. Или даже настоящее. Художники, обращающиеся к старым представлениям о будущем, с ностальгией и теплотой представляют себе, какое могло бы теперь быть настоящее: яркое, красочное, и точно без того минимализма, которым мы живем теперь.    
Также, обращаясь назад, мы можем найти и первого фантаста. Яркий пример - Луи-Себастьен Мерсе. В своем романе "Год две тысячи четыреста сороковой" он описывает утопическое общество, которое видел во сне.
Там есть все: прекрасный образец морали и нравственности, равенство, братство. Но утопическим оно было лишь на его взгляд. В его произведении сжигали "вредные книги", женщины были исключительно "примерными женами и матерями", а у медицины высшим достижением были ароматические ванны, которые лечили все болезни. Даже сифилис.
По его мнению, кстати, в России 2440 года живет всего 45 миллионов человек. Не похоже на прогнозы социологов и угрозу перенаселения, честно говоря.
Но кое с чем он все же угадал. Он предсказывал музей оптики, в котором показывают несуществующие пейзажи (то ли голограммы, то ли экраны). Везде есть гидроэлектростанции, на улицах стоят "незатухающие лампы" (почти что наши фонари), людям во всем помогают машины, а в картинных галереях стоит что-то вроде принтеров, где можно напечатать себе гравюру. Но этого мало: Мерсе предсказал... Синтезатор.    
Полноценную же основу для ретрофутуризма заложили только в 30-х годах прошлого века. Тогда в Нью-Йорке впервые прошла Всемирная выставка, а в кинотеатрах уже крутили фантастические фильмы вроде "Метрополиса".
Футуристические идеи были и в Советском Союзе. А все потому, что в принципе идеи были одинаковы для всего человечества: тут и там плюс-минус одинаковые технологии, но в СССР все это подстегивалось еще и госполитикой: будущее будет прекрасным. И споров быть точно не должно.
Это отражалось и в романах советского периода: Иван Ефремов, братья Стругацкие, да даже тот же самый Кир Булычев с его Алисой и Николай Носов с Незнайкой.    
Настоящий рассвет ретрофутуризма в США относится к 60-м годам. Война закончилась совсем недавно, вовсю цветет эпоха бэбибума, а будущее кажется безоблачным. Да и война во Вьетнаме еще не началась.
Поэтому в послевоенные годы футурологи мечтали о домах и городах под стеклянными куполами, в которых можно будет спрятаться от непогоды. Еще они боялись перенаселения, и поэтому предлагали строить просто огромные по размерам зернохранилища, чтобы обеспечить едой все населения. А еще - выращивать гигантские овощи или вовсе перейти на "пищевые таблетки".
Уже тогда проблемой в Америке были пробки на дорогах. Улицы, по мнению тех мечтателей, должны были целиком и полностью принадлежать пешеходам. К чему они машинам, если они будут летать по воздуху или ездить по многоуровневым эстакадам, поверхности которых будут очищаться с помощью подогрева.    
Периодически предлагали сделать и движущиеся тротуары для пешеходов. Но, например, Джанни Радари (тот самый, с социальной трагедией "Чиполино") предложил сделать движущимися скамейки для пенсионеров. И гуляешь, и не устаешь.
И все эти идеи нашли воплощение в реальной жизни. В стиле футуризма, например, обставили павильоны Всемирной выставки в Нью-Йорке, а Уолт Дисней открыл аттракцион "Дом будущего", где работали настоящие аниматорные роботы.
В конце концов, этот бум добрался и до архитектуры в повседневной жизни. Например, начал появляться стиль "гуги", который повлиял на необычный стиль повседневных зданий в Америке: заправок, мотелей, забегаловок. И даже на улицах становилось все чудесатее и чудесатее: то тут, то там появлялся скошенный фасад, дуги и арки и многое другое.    
Советские архитекторы тоже не отставали. Например, до сих пор очень эффектно смотрятся дома на Васильевском острове в Санкт-Петербурге или различные НИИ, по форме напоминающие странные космические корабли, да и эскизы были на высоте.    
Например, в 1974 году в журнале "Техника-молодежи" был представлен проект города двухтысячного года в Беринговом проливе за авторством архитектора Казимира Луческого. Это, своего рода, город-плотина.
"Давайте совершим путешествие по необычному городу, чьи контуры изображены живописцем на развороте. Этот город будущего соединяет два материка - Азию и Америку. Назовем его по имени пролива - город Берингов", - говорилось в описании проекта.    
А среди реализованных проектов - это, наверное, домбайская "Тарелка", построенная еще в 1969 году. Это маленький дом на 8 мест, некоторое время он находился в Финляндии, а позже его подарили СССР в знак дружбы. Оттуда он и уехал на Домбай. Такие здания есть и в Белэкспо в Минске и пансионат "Дружба" в Мисхоре под Ялтой.    
В Европе тоже был свой футуризм. Например, в Париже есть жилой комплекс "Пространство Абраксаса", спроектированный испанцем Рикардо Бофиллом. Он же засветился в фильме-антиутопии "Бразилия" режиссера Терри Гиллиама. А еще он похож на декорации "Голодных игр", но утверждать точно мы не будем.    
Были у футуристов и промахи. Практически все, что касалось компьютеров будущего, футуристы не смогли отгадать. В их представлении вышка технологий - это мощные калькуляторы, работающие на лампах и выводящие информацию максимум на кинескопах.
А размер их был... Ну, колоссальный. И это мягко сказано. Помните роман Дугласа Адамса "Автостопом по Галактике", где суперкомпьютером оказалась Земля?    
Это же касается и носителей информации. Тогда вообще не представляли, что в скором времени все фотографии, книги, фильмы и вообще любую информацию можно будет записать на малюсенькую флешку. Это видно и у Азимова, и у Хайнлайна и у многих других: информация героев хранилась на магнитных лентах или микропленках.    
Даже как-то удивительно, если учесть, что уже была разработана идея видеофона, ИИ и устройства распознавания голоса. Эту идею, к слову, неплохо высмеяли в аниме "Ковбой Бибоп". Там послание из прошлого не могли прочитать просто потому, что оно оказалось записано на устаревшей кассете. А во всей Солнечной системе оказалось лишь два магнитофона, в которые можно было бы вставить эту самую кассету.
Роботы-гуманоиды из различных произведений также были в своей степени парадоксальны. ИИ оказался как бы в отрыве от компьютеров, и потому различные помощники не умели считать. А сами компьютеры воспринимались едва ли более полезными, чем супер-мощные калькуляторы.    
Но в массовой культуре лучше всего, пожалуй, проявил себя ретрофутуризм в фильмах. Например, в фильме 1968 года Стенли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года" мы можем наблюдать те самые интерьеры ретрофутуризма, как бы слившиеся с модой 60-х годов.    
А вот советский ретрофутуризм - это, конечно, Тарковский и его "Солярис", декоратором которого был Михаил Ромадин.    
Правда, со временем эти идеи стали казаться наивными и потускнели. И дело вовсе не в распаде СССР. В тех же Штатах точно так же многие разочаровались в футуристических сказках: преступность, как и расслоение общества, становились все более заметными, недавно прошел Уотергейт.
Но в Штатах на фоне массового упадка бэби-бумеры как раз вспомнили, о чем они мечтали в детстве, и начали мечтать о светлом будущем по лекалам того, что видели в детстве.    
И сейчас ретрофутуризм переживает новый подъем. Почему? А потому, что в прошлом были реально полезные идеи. Но мало того, что полезные, они еще и красивые и до сих пор выглядят как-то фантастически. В конце концов, разве все новое - это не хорошо позабытое старое?
     
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Перед прочтением сжечь: запрещенные цензурой книги в СССР Приезжий обокрал магазин, а когда его скручивали, стал угрожать оружием Генерала таможни уволили из ФТС после пьяного дебоша в Калининграде Единственный существующий экземпляр Ford Thunderbird Italien выставят на аукцион Американке пришлось побегать за укатившимся гольф-каром Франция объявила вакцинацию Энтузиасты сделали летающую метлу из  Всех обманул и стал миллионером. Андрей Разин как Остап Бендер российской эстрады Ей бы на рояле играть 18 способов умелой организации пространства Убийственный счёт лишил жизни пожилую женщину из Италии Постыдные ошибки, при виде которых хочется грызть учебник по русскому