Барселонского фотографа-любителя Жоана Колома причисляют к самым важным испанским послевоенным фотографам, а его фотосерию "Улица" (El carrer) - к шедеврам фотографии двадцатого века. Колому было тридцать шесть лет, когда он начал документировать уличную жизнь в районе Эль Раваль. За многонациональность это место в Старом городе прозвали Китайским кварталом. В действительности же оно походило на обычный рабочий квартал, только с повышенным скоплением моряков, полных надежд эмигрантов, бездомных, пьяниц и проституток.
"Тогда я ещё не знал, что занимаюсь социальной фотографией. Я просто фотографировал и искал кадры, которые казались мне захватывающими. Иногда использовал этот термин для описания своей работы, но для меня он всего лишь означал, что я не занимаюсь пейзажами или натюрмортами. Я занимаюсь улицей. Пытаюсь с помощью своих фотографий быть своего рода нотариусом эпохи", - рассказывал о своей фотографической работе Жоан Колом.Жоан Колом-и-Альтемир (Joan Colom i Altemir; 1921 - 2017) родился в районе Эль Раваль в Барселоне. Семья владела цветочным магазином, где он подростком помогал бизнесу, а в свободное время занимался рисованием. Это увлечение привело к тому, что Колом стал учеником кинорежиссёра. Но основным занятием в жизни была должность бухгалтера в текстильной компании, где он проработал в течение сорока лет.В 1955 году Колом вступил в брак и, как сам признавался, чтобы отвлечься от рабочей и семейной жизни, в воскресные дни начал интересоваться фотографией. Через пару лет присоединился к фотографической группе Каталонии, изучал основы техники и общался с другими фотолюбителями. Уже в 1958 году он нащупал свою главную тему: жизнь на улицах родного района Эль Раваль, так называемого "Китайского квартала" (Barrio Chino) Барселоны."Я открыл для себя китайский квартал в 1958 году и понял, что это мой мир. Меня очаровало его разнообразие и социальная яркость... Меня буквально поглотили человеческие особенности этих персонажей...", - вспоминал Колом.Заслуживает внимания техника, в которой он снимал. Колом фотографировал "от бедра", не глядя в видоискатель, что не вписывалось в академические критерии того времени. Так автору удавалось оставаться незамеченным и создавать искренние фотографии в чистейшем документальном жанре, без вмешательства наблюдателя. По правдивости и спонтанности испанская фотография тогда ещё не знала подобных кадров.Из каждой катушки плёнки он сохранял всего несколько кадров, остальные, те, что "казались не своими", выбрасывал. При этом ни эстетика, ни крупное зерно плёнки его не волновали. "Меня интересуют люди, в этом суть моей фотографии", - говорил каталонский любитель фотографии Жоан Колом.
cameralabs.org