Пятьсот человеческих фигур в гротескных позах и с пугающими гримасами. Брутальный бетон с подтеками плесени, зубные протезы и искусственные глаза. С первого взгляда парк скульптур неподалеку от финско-российской границы вызывает по меньшей мере смятение. На одних посетителей он производит зловещее впечатление, другие же, наоборот, приходят в восторг от выдающегося образца истинно народного, по-хорошему наивного искусства. Совершенно точно можно утверждать одно: эта коллекция никого не оставляет равнодушным. Как и зачем она появилась именно в том месте, куда до распада СССР было непросто попасть даже финнам?
В лесах Южной КарелииПариккала выглядит как архетипичная Финляндия: озера и реки, богатые рыбой, леса, поставляющие древесину на бумажные фабрики, жизнь в неспешном ритме в окружении природы за ее созерцанием. Это Южная Карелия - финский регион, ставший популярным у туристов еще в XIX веке, когда эта территория была частью Российской империи. Сплав по воде, охота, лечение в санаториях, трекинг по типичным для этих мест скалам - публика ехала сюда не только из Хельсинки, но даже из относительно недалекого Санкт-Петербурга. А сейчас именно здесь расположена одна из самых необычных достопримечательностей страны.
Впрочем, легкодоступным Parikkalan Patsaspuisto (в дословном переводе с финского - "Парк скульптур Париккала") стал сравнительно недавно. Все дело в проходящей совсем рядом - всего в 1 километре - финско-российской границе. Когда она была еще финско-советской, посещение необычного объекта было связано с определенными трудностями. В местной пограничной зоне действовал строгий режим. Останавливать автомобиль посторонним запрещалось, использовать бинокли и фотоаппараты также было нельзя, а за порядком внимательно следили солдаты на вышках. Но все проходит, и вот туристов принимает просторная автомобильная стоянка у парка. Из Хельсинки сюда можно доехать и поездом, и автобусом, а до популярной у российских гостей Иматры всего 50 километров.
Замкнутый отшельникПоявление этого удивительного места напрямую связано с личностью одного человека - его создателя и единственного автора. Вeйо Ренккенен родился здесь же, в Париккале, тогда занятой советскими войсками, в феврале 1944 года, в конце Второй мировой войны. Он был младшим из четырех детей в семье, но, когда его братья и сестры, повзрослев, уехали из родного дома, он единственный остался с родителями да так и прожил на одном месте всю свою оставшуюся жизнь. Главным работодателем здесь была бумажная фабрика, находившаяся в соседнем городке Симпеле и производившая упаковочный картон. Ренккенену не оставалось ничего другого, кроме как устроиться туда прессовщиком.
Своей семьи он так и не создал, да и вообще, судя по отзывам, был типичным человеком "не от мира сего", замкнутым отшельником, увлекавшимся йогой и плаванием в холодных водах соседнего озера. Однако главный смысл своей жизни он нашел в 1961 году, когда создал из бетона свою первую скульптуру - "Карикатурный человек". Следующим летом к ней присоединились еще три фигуры, ну а дальше художник вошел во вкус и непрерывно работал до конца своей жизни, даже в ее последний год, в итоге создав 15 статуй.
Грубое искусствоРаботы Ренккенена были ни на что не похожи, но при этом вполне укладывались в очень специфический, но тем не менее повсеместный арт-тренд. Правда, искусствоведы так и не определились с его названием, в разных странах придумывая для него свои термины. Одни относят творчество финского отшельника к ар-брюту (дословно "грубому искусству"), создаваемому непрофессионалами, часто живущими в маргинальных условиях. В англоязычной среде принято определение "искусство аутсайдеров", что отсылает, в общем-то, к тем же условиям существования на "обочине жизни".
Ну а сами финны придумали для произведений такого рода чудаков аббревиатуру ITE (itse tehty elämä - "самодельная жизнь"), отражающую специфику происхождения художественных работ. В большинстве случаев это артефакты, создаваемые на протяжении длительного времени из подручных материалов и часто образующие не отдельные объекты, а целую арт-среду. Авторами при этом являются выходцы из народа, не имеющие профильного образования, но творящие по зову сердца. При этом они не являются частью традиционной фольклорной культуры, создавая глубоко оригинальные произведения, которые тяжело с чем-то сравнить или проследить некую историческую преемственность.
"Сад йоги"Параллельно с созданием своих скульптур Вeйо Ренккенен высадил 10 яблоневых саженцев. Так было положено начало не только этой странной коллекции, но и той среде, в которой она до сих пор пребывает. Почти полвека художник непрерывно жил и работал в своем сельском доме в 8 километрах от центра Париккалы на участке площадью менее половины гектара. Итогом стало появление на этом месте сказочного сада - но сказочность эта жутковатая, как в книгах братьев Гримм.
Искусствоведы утверждают, что Ренккенену удалось создать абстрактный фэнтези-карнавал, где гротескные фигуры скульптора являются зеркальным, но искаженным отражением сначала себя самого, а потом и появившихся сторонних посетителей. В некоторых работах художник использовал человеческие зубные и глазные протезы, а также волосы, что лишь добавляло сюрреалистичности. Апофеозом же этой процессии стал "Сад йоги" - фрагмент парка, где Ренккенен собрал 250 статуй мужчин в разных позах этой практики. В конечном итоге все они являются альтер-эго автора, который сам занимался йогой и таким образом запечатлевал самого себя.
Смерть автораРенккенен умер в 2010 году во сне в возрасте всего 66 лет. Он, как настоящий одиночка, не любил внимание публики, однако же не закрывал свой парк от посещения, когда оно стало возможным. При этом брать деньги за вход он принципиально отказывался, считая важным для себя оставаться независимым от туристов. Тем не менее, когда Советский Союз распался и к его избушке потянулись автомобили с любопытными, скульптор согласился с необходимостью обустройства парковки и небольшого сувенирного магазина, доходы от которого шли на обслуживание инфраструктуры его сада.
Со смертью автора остро встал вопрос о сохранении его необычного наследия. То, что оно имеет ценность, уже признало и государство, в 2007 году присудив Ренккенену премию "Финляндия" - главную художественную награду от Министерства культуры страны. Однако бетон при всей своей брутальности без должного ухода быстро деградирует под влиянием осадков. Скульптор осознавал неизбежность старения своих работ, считая это естественной частью жизненного цикла. Тем не менее после признания такого наивного искусства со стороны чиновников и искусствоведов, а также с учетом все растущего внимания туристов (парк Париккала посещает до 30 тыс. человек ежегодно) важно было сохранить самобытное творчество художника для потомков. Парк был выкуплен частным лицом - одним из местных промышленников, и с тех пор вход на его территорию стал платным. Впрочем, €5 - не такие большие деньги за возможность столкнуться со сном человеческого разума, оставляющим неизгладимое впечатление.
onliner.by