По воле рока так случилось, что я посмотрел фильм "Гардемарины 1787. Мир". Как говорится, "увы, не предскажешь беду". Пересказываю за 5 минут со спойлерами, чтобы вы не дай бох не вздумали это смотреть.
Фильм вышел вот буквально в октябре и срежиссировала его всё та же Светлана Дружинина, которая "Гардемарины, вперёд!" много лет назад.Получился... фильм. Ну то есть все формальные признаки на месте - есть актеры в кадре, есть реплики, есть почти два часа экранного времени, есть шпаги свист и тьмы острожной тишина.Только за вой картечи отвечал я, пока смотрел.Сюжет очень современный, прям на злобу дня: Европа продолжает плести интриги, пытаясь сначала растянуть, а потом и разорвать нам мирный договор с османами и отторгнуть обратно исконно русский Крым. Для этого коварные интриганы подставили ни в чем неповинного юношу по фамилии Бобринский, который прибыл в Европу на обучение. Он просто мирно пил, играл в карты, дрался и был незаконнорожденным сыном Кристины Орбакайте.Теперь Бобринский похищен и удерживается в плену.Кристина Орбакайте в образе Екатерины Великой нюхает табак и призывает гардемаринов, чтобы те разобрались.Сначала она призывает гардемарина Оленева - небритого мужчину в нечесаном парике, которого играет Михаил Мамаев. Михаил играет так плохо, как это только возможно.Призванный гардемарин Оленев взбегает к царице по лестницам Екатерининского дворца, ловко, по-актерски игнорирую цельностеклянные двери и листы прозрачного оргалита, защищающие стены от назойливых туристов 18 века.Он вбегает в зал, где на троне Орбакайте страдает за подставленного сына и Россию-матушку. Оленев обещает сослужить ей верную службу, а Орбакайте отвечает, что верит, ведь только благодаря ему ей удалось удержаться на троне. На этих словах она бьет ладонью по трону и трон - бум! - издает звук пустой пластиковой канистры.После чего Орбакайте заряжает Оленева на успех. Она плачет и говорит. Это главная фишка фильма - герои чудовищно много говорят. При каждом удобном случае они включают монологи: либо маленькие - по три минуты, либо большие - по пять.Заряженный на успех Оленев клянется помочь, только досадует с интонациями сельского театра, что "руки мои забыли тяжесть клинка". Но Орбакайте находит решение - нужно просто позвать всех остальных гардемаринов, которых он знает. Вдруг у кого-то из них руки не забыли тяжесть клинка.Последняя часть разговора происходит у большого каскада в Петергофе, куда они внезапно телепортировались из Царского села. Зрителю и здесь предлагается игнорировать хреново сваренные металлические ограждения от туристов.Оленев знает двух гардемаринов - Домогарова и Харатьяна. Он мчится сначала к первому и уговаривает его не стричься в монахи, как тот хотел, а вступить в схватку за родину. Домогаров, конечно, соглашается и берет с собой Шурку, сына Харатьяна на сохранении - белокурого юношу, жаждущего приключений.
Герои приезжают в следующую локацию. Шурка полощет свои кудри в фонтане, а потом вытирается напротив церковного витража. И вдруг за витражом проступает лик... Инстасамки? А, нет, это Александра, дочь ещё одного бывшего гардемарина и Анастасии. Просто немного похожа в первую секунду.Шурка и Александра радуются неожиданной встрече и прыгают друг другу на поясницу.Примерно в это время Домогаров узнает, что коварный интриган, похитивший сына Орбакайте, это де Брильи, которого снова играет Михаил де Боярски. Да, он в старом фильме умер, а теперь не умер. Везение плюс сильный организм.Боярский действует в команде с роковой дамой - её так и пишут в титрах: "Роковая дама". Это женщина в красном и с накладными ресницами длиной полтора сантиметра.Сам Боярский ходит весь в черном и в очочках, как у кота Базилио. В очочках при каждой возможности отчетливо отражается вся съемочная группа.Теперь все основные герои собрались и в фильме начинают происходить разного рода события, а разговоры становятся всё длиннее и изнурительнее. Я даже пересказывать их не буду.Мелькают таинственные перстни, драгоценные пуговицы и заколки, герои через раз говорят фразу "Да за этот кафтан можно дом купить!". Боярский с роковой дамой стоят возле ужасно бутафорского камина и пьют из бокалов вино. Свет от камина проходит сквозь вино и прямо видно, что это морс.Периодически появляются поцарапанные герои с нарисованными царапинами и потёртостями. Другие герои милосердно ухаживают за поцарапанными, стараясь не касаться ран, чтобы не стереть их раньше времени.Внезапно появляется Анна Семенович в сарафане и с очень большой грудью. Она покупается корзину с капустой - видимо, капуста призвана подчеркнуть размер груди Анны.В фильме есть погоня и три драки. Во время погони гвардейцы должны схватить маленького мальчика, они потешно взмахивают руками, перекувыркиваются на ровном месте и сталкиваются между собой. На заднем плане бежит гвардеец с гусями, ведь давно известно - ничто не может достовернее показать армейский быт 18 века, чем солдат с гусями в обеих руках.Все герои ходят в идеально чистых костюмах. А если по сюжету на них лохмотья, то это максимально чистые лохмотья. Ходившая поначалу в белых простынях Александра в какой-то момент переодевается в Киру Найтли из "Пиратов Карибского моря".Где-то в середине фильма Бобринского спасают, заменяя на гардемаринового сына Шурку. Это легко, потому что выглядят актеры одинаково белокуро и приключенски. Когда подменный Шурка попадает в лапы де Боярски, тот спрашивает, кто он и откуда взялся. А Шурка отвечает: "Да пошёл ты нахрен!". Прямо так и говорит.Боярски в этот момент вскакивает и кричит: "Ты русский! Русские своих не бросают!", после чего начинает суетиться и командовать всем побег на Мальту.Домогаров понимает, что нынешних гардемаринов недостаточно и нужен Харатьян. Поэтому он приезжает на корабль графа Орлова, загримированного под Петра I, и выпрашивает у него Харатьяна погонять.Граф Орлов зовет капитана корабля и командует выдать Домогарову Харатьяна для подвига. У капитана корабля на лице нарисован такой шрам, что сначала даже непонятно, действительно ли ему пытались нарисовать шрам или его просто наотмашь ударили помадой.Внезапно на борт всходит неизвестно откуда взявшийся Боярский и на неизвестно откуда взявшемся на палубе клавесине начинает гундосить Ланфрен-ланфру.
Любая сцена фильма похожа на игру "найди косяк". Если в кадре есть костер - видно, что его подожгли только что. Если есть каменная кладка - она выглядит, как папье-маше из советских фильмов-сказок. Когда герои плывут на лодке с веслами - видно, что лодка с мотором. Нет ни одной сцены, в которой бы бросок и падение предмета или персонажа не разрезались бы монтажом на два кадра.Периодически включают музыку из старых "Гардемаринов", чтобы зритель вспоминал, где он находится, и мог слегка очнуться от кошмара.Ближе к концу приходит время тьмы острожной тишины. Шурка и Александра заточены в башню на скале над морем и сидят там, как граф Монте-Кристо. Посидев некоторое время и тщательно поговорив минут десять-пятнадцать-двадцать, они решают сбежать через окно.Вообще на окне толстенная решетка из стальных полос, но это в первом кадре. Во втором кадре Шурка открывает эту решетку нараспашку. Прямо из окна до моря не допрыгнуть, поэтому надо взять лестницу (у героев есть лестница), высунуть ее горизонтально в окно, и один человек должен дойти до конца лестницы и уже с нее прыгнуть в море.Шурка побеждает физику: он высовывает лестницу из окна почти на всю длину, ложится под подоконник, хватается за короткий конец лестницы руками снизу, а Александра выходит по длинному концу лестницы далеко за окно и прыгает с края в море. А потом, сверкая сосками сквозь мокрые одежды, медленно дрейфует на спине подальше от крепости, к далекому спасительному берегу.Сам Александр почему-то не может дойти по лестнице за окно, хотя после предыдущего трюка мы бы уже не удивились. Поэтому он берет нож и ножом пробивает каменную стену крепости и сбегает просто с другого конца.Он тоже доплывает до берега, где его встречает папа-Харатьян. Он обнимает и прижимает к груди измученное сыновье тело. С тела предательски смылись все раны, нарисованные для темницы.
В самом финале на каменистом берегу встречаются три гардемарина - Домогаров, Харатьян и Оленев с одной стороны, и Боярский с двумя безымянными дуболомами - с другой.Пока Домогаров с Оленевым заламывают дуболомов, Харатьян с Боярским машутся на шпагах. Харатьян побеждает, валит Боярского на грунт и собирается перерезать тому горло двумя шпагами крест накрест.Но тут подходит Александра и говорит: "Оставьте его! Пусть знает, что русские - не дикари, не варвары! Что они умеют защищаться и побеждать! Сострадать страдающим, и снисходить..." - тут Александра замолкает, подвешивая в воздухе последнее слово. Кому снисходить? Сходеющим? Сходилищам? "...к грешникам!" - наконец заканчивает она, разбивая всё очарование момента."Женщины - это главное богатство России!" - патетически восклицает Боярский, сидя на земле.Довольные финалом, герои разъезжаются, отчаянно топоча лошадьми в сторону следующей части.
В общем, я сказал, а Вы решайте...