В предместье Уэст-Ривер города Нью-Хейвен (штат Вермонт, США) есть кладбище Эвергрин, на котором находится одна любопытная могила. Это небольшой травянистый холмик, накрытый сверху большой гранитной плитой. В плите есть стеклянное окошко, площадью около 90 квадратных сантиметров, которое смотрит прямо в небо. Оконное стекло постоянно запотевшее, с внутренней стороны на нём висят капли воды, и вы немногое сможете рассмотреть сквозь него. Но в 1893 году вы могли бы заглянуть прямо внутрь и увидеть там разлагающееся лицо Тимоти Кларка Смита
При жизни Тимоти Кларк Смит был врачом, дипломатом и "путешественником". Получив в 1855 году степень доктора медицинских наук в Городском университете Нью-Йорка, он в качестве хирурга поступил на службу в русскую армию, где прослужил вплоть до 1857 года. С 1861 по 1875 год Смит был консулом США в городе Одесса, а затем, с 1878 по 1883 год - в городе Галац (Румыния). Прежде чем стать врачом, он работал учителем и клерком в министерстве финансов США.
На протяжении всей своей жизни Тимоти Кларк Смит страдал от неизлечимого страха быть похороненным заживо. Это психическое заболевание называют тафофобией (от греческого τάφος - гроб, могила и φόβος - страх) - это боязнь быть ошибочно объявленным мёртвым и помещённым в могилу живьём. В наше время эта фобия не очень широко распространена, но в те дни, до появления современной медицины, такие опасения нельзя было назвать необоснованными. На протяжении всей человеческой истории имели место многочисленные слухи и легенды о людях, которых случайно похоронили заживо. Существуют страшные истории о жертвах, которые, будучи в состоянии комы, спустя дни, месяцы, а иногда и годы приходили в себя и обнаруживали, что они находятся в могиле.
Сообщается, что шотландский философ Джон Дунс Скот (1266-1308 года) был похоронен заживо после того, как один из его случайных приступов комы был ошибочно принят за смерть. Когда могила Смита была вскрыта спустя много лет, его тело было обнаружено лежащим возле гроба. Руки философа были все в ссадинах и кровоподтёках. 21 февраля 1885 года газета "Нью-Йорк Таймс" напечатала репортаж о человеке, которого назвала "Дженкинсом". Тело Дженкинса было найдено в гробу перевёрнутым, причем у него была выдрана большая часть волос. Крышка гроба была со всех сторон исцарапана. Похожая история была рассказана "The Times" 18 января 1886 года. В ней говорилось о канадской девушке по имени Коллинз, чьё тело было обнаружено с подогнутыми под себя коленями и в "разодранном в клочья саване".
Помимо этих редких, но пугающих новостей, многие авторы писали ужасающие истории о заживо погребённых, чтобы попугать своих читателей. Особенно отличался этим Эдгар Аллан По. Сюжеты его рассказов "Заживо погребённый", "Падение дома Ашеров", "Бочонок амонтильядо", "Береника" и, в меньшей степени, "Чёрный кот" были построены на этом естественном страхе - быть похороненным заживо.
Некоторые из наиболее сильно страдающих этой фобией стали заказывать так называемые "безопасные гробы". Эти гробы оборудовались специальными устройствами, которые позволяли передавать во внешний мир сообщения в случае, если человек приходил в сознание после похорон. В течение 18 и 19 веков было изобретено и запатентовано много различных конструкций. Большинство из них включали в себя верёвку, дёрнув за которую можно было либо позвонить в колокол, либо поджечь сигнальные огни, либо поднять флаг, размещённый снаружи. В комплект некоторых входили лестницы, люки и даже запас пищи и воды. Как ни странно, во многие проекты забывали включить наиболее существенный элемент - дыхательную трубку для подачи воздуха. Как замечено на веб-сайте Австралийского музея в Сиднее, "большинство моделей имело столько конструктивных недостатков, что можно предположить, что они вряд ли бы сработали должным образом в случае реальной необходимости".
Хотя многие люди изъявляли желание быть похороненными в "безопасном гробу" или просили своих родственников не хоронить их тела в течение нескольких дней после смерти (Джордж Вашингтон взял со своих помощников обещание не хоронить его в течение двух дней), существует очень мало документально подтверждённых фактов таких захоронений, и неизвестно ни одного случая, чтобы "безопасные гробы" кого-нибудь спасли.
Когда в 1791 году в Манчестере скончался лидер "Английских несогласных" Роберт Робинсон, в его гроб была вставлена подвижная стеклянная панель, а в мавзолее была сделана дверь, через которую мог войти сторож и осмотреть тело, чтобы убедиться, что оно не "ожило".
Гроб Тимоти Кларка Смита на кладбище Эвергрин имел похожую конструкцию. Когда в 1893 году Смит умер во время празднования Хэллоуина, он был погребён в специально подготовленной могиле. Она имела наглухо закрытое окошко - в отличие от раздвижного окна в могиле Робинсона - которое было расположено на высоте двух метров прямо над лицом покойного. Кроме того, он был похоронен с колокольчиком в руке, при помощи которого можно было подать сигнал тревоги.
Согласно кладбищенским записям, в погребальной крипте есть вторая комната, в которой захоронена жена Тимоти. В склеп можно спуститься по лестнице, которая снаружи прикрыта камнем у основания холмика.
Могила Тимоти Кларка Смита является редким примером явления, которое не умерло и сейчас. Самый последний патент на "безопасный гроб" был выдан в 1995 году. Этот современный гроб включает в себя аварийную сигнализацию, систему внутренней связи, фонарик, дыхательный аппарат и кардиостимулятор со встроенным монитором.
источник