Международная политическая обстановка к апрелю 1945 г. показывала, что война с Германией приближается к концу. Вооруженные силы Третьего рейха, отступающие на Восточном фронте под мощными ударами и теснимые союзными войсками на Западном фронте, были на грани катастрофы. Германия лишилась всех союзников. Некоторые бывшие союзники Берлина объявили войну Германии.
Советский Союз находился на пике славы и военно-политического могущества. Успехи Советской Армии на Европейском театре военных действий и умелые действия Кремля на международной арене ещё выше подняли авторитет СССР в мире. Если к началу Великой Отечественной войны СССР имел дипломатические связи с 25 государствами, то к началу Берлинской операции - уже с 41 государством. Советский Союз создал фундамент для формирования альтернативной модели миропорядка, нарушив монополию западного проекта. Крымская конференция стала победой лично Сталина и СССР. Советская цивилизация получила возможность обезопасить западное стратегическое направление на десятилетия вперёд, сформировать в Восточной и Юго-Восточной Европе отряд союзников, которые создавали линию безопасности в Европе. Решения Крымской конференции предусматривали полную денацификацию, демилитаризацию и демократизацию Германии, очаг войны в центре Европы уничтожался.
К апрелю 1945 г. было очевидно, что с точки зрения военно-стратегических и экономических факторов, Германия проиграла войну. Третий рейх агонизировал. После потери большей части Европы экономические положение Германии резко ухудшилось. Германия не имела больших внутренних ресурсов и не могла вести войну на истощение, проигрывая по всем показателям Советскому Союзу и англо-американскому союзу. В марте 1945 года выплавка стали составила лишь 15% от среднемесячного уровня 1944 года. Угледобыча упала до 16%, а производство кокса - до 38%. Общий экономический упадок привел к тому, что в марте 1945 г. выпуск военной продукции по сравнению с июлем 1944 г. сократился на 65%.
На фото: Фольксштурм испытывал недостаток в амуниции. Пункт сбора пожертвований от народа. На нём написано: "Фюрер ждёт твоего пожертвования для фольксштурма".
В первом квартале 1945 г. производство основных видов оружия и боеприпасов упало настолько, что немецкое командование уже не имело возможности полноценно и своевременно снабжать войска всем необходимым. Производство самолетов удовлетворяло около 50% потребностей, производство танков упало в два с лишним раза (в 1944 году ежемесячно выпускали 705 танков, в 1945 г. - 333 машины), производство артиллерийско-стрелкового вооружения находилось на уровне 50% от среднемесячного выпуска в 1944 г.
На фото: Это комбинация из трех фотографий показывает реакцию 16-летнего немецкого солдата, после того как он был взят в плен американскими войсками, в неизвестном месте в Германии, в 1945 году.
Были исчерпаны людские ресурсы страны. Потеря Венгрии, Словакии и Австрии, Восточной Пруссии и Восточной Померании ещё больше ослабила ресурсную базу Третьего рейха. Потери в личном составе, которые германская армия понесла в ходе зимних сражений января-февраля 1945 года, были восполнены только на 45-50%. Это было достигнуто за счёт призыва в армию мужчин рождения 1928-1929 гг. то есть призывали уже юношей 16-17 лет. Значительно снизилось и качество личного состава.
На фото: Рядом с разорванным портретом Гитлера, командующий фольксштурмом, лежит мертвым на полу в мэрии в Лейпциге, 19 апреля 1945 года.
При этом, несмотря на рост внутренних противоречий внутри германского руководства, вызванных желанием спасти свою шкуру, Третий рейх сохранил контроль над населением. Ковровые бомбардировки англо-американской авиации, которая стирала с лица земли целые города, массово уничтожая гражданское население, и разрушала историко-культурные центры Германии, не привели к нужному эффекту. Воздушный террор не смог сломить боевой дух немцев. Сохранение монолитности немецкого народа во главе с фюрером (немецкие антифашисты и коммунисты не имели массового влияния) было связано с двумя факторами: 1) это умелая пропаганда, которая год за годом (с использованием определенных психотехнологий) закладывала в массы идеи превосходства "избранного народа", "непогрешимости вождя", "непобедимости вермахта" и т. д.; 2) репрессии и террор. Все "несогласные" были в концлагерях. "Пятой колонны" в Германии не было. Существовали только разногласия внутри самого руководства Рейха. Немецкие солдаты дисциплинированно продолжали сопротивление до капитуляции. Рабочие стояли у станков в подземных заводах. Весь Рейх воевал и работал, не думая о восстании.
На фото: Адольф Гитлер награждает членов нацистской молодежной организации "гитлерюгенд", перед канцелярией бункере в Берлине, 25 апреля 1945 года. Это было за четыре дня до того, как Гитлер покончил жизнь самоубийством.
Третий рейх потерял всех своих союзников. Экономическое и военное положение страны были критическим. Однако руководство Рейха ещё надеялось на "чудо". Гитлер и его сподвижники предпринимали отчаянные усилия, чтобы оттянуть конец, затянуть войну. За счёт Западного фронта продолжали укреплять оборону на Восточном фронте. К апрелю 1945 г. Германия ещё имела мощные вооруженные силы: только сухопутные силы насчитывали 325 дивизий. Это позволяло Берлину и на завершающем этапе войны оказывать сильное сопротивление, надеясь затянуть войну и дождаться раскола в рядах антигитлеровской коалиции.
Общая ситуация на Европейском театре военных действий
В результате успешных наступательных действий Советской Армии на востоке и американо-англо-французских войск (при участии других союзных контингентов) на западе вооруженная борьба была перенесена на территорию самой Германии. Третий рейх был зажат в тисках двух стратегических фронтов. В январе - начале апреля 1945 года Красная Армия разгромила крупные группировки вермахта в Польше, Силезии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, Восточной Пруссии и Восточной Померании. Советские войска на широком фронте продвигались к центральным областям Германии.
Войска 1-го Белорусского и 1-го Украинских фронтов разгромили группу армий "А" и глубоко продвинулись на территорию Германии. Войска 1-го Белорусского фронта вышли к реке Одер (Одра) на участке от Балтики до устья реки Нейсе (Ниса), захватив ряд плацдармов на западном берегу Одера. Советские армии на центральном направлении были в 60 километрах от Берлина. Войска 1-го Украинского фронта вышли к реке Нейсе на участке от Ратцдорфа до Пенциха, левое крыло фронта вело бои в Чехословакии. На левом крыле стратегического советско-германского фронта войска 4-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов нанесли поражение группе армий "Юг", полностью освободили Венгрию, Словакию, часть Австрии, взяли австрийскую столицу Вену и столицу Словакии Братиславу, освободили Брно, вели бои по освобождению Чехии. Югославская армия при поддержке СССР успешно завершала освобождение Югославии.
На фото: Советские войска 3-го Украинского фронта на фоне здания в Будапеште, Венгрия. 5 февраля 1945 года.
Стоит также помнить, что Красную Армию поддерживали союзные формирования. В составе 1-го Белорусского фронта воевала 1-я армия Войска Польского, в составе 1-го Украинского фронта - 2-я польская армия, в 2-м Украинском фронте - 4-я и 1-я румынские армии, в 3-м Украинском фронте - 1-я болгарская армия, в 4-м Украинском фронте - чехословацкий армейский корпус.
Войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов продолжали блокаду в западной части Латвии группы армий "Курляндия". Войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов окружили и разгромили в Восточной Пруссии основные силы группы армий "Север". В апреле 1945 г. армии 3-го Белорусского фронта завершили уничтожение восточно-прусской группировки в районе Кёнигсберга и Земландского полуострова. Падение Кёнигсберга стало тяжелейшим ударом для Третьего рейха. 2-Белорусский фронт при поддержке 1-го Белорусского фронта разгромил восточно-померанскую группировку противника. 2-й Белорусский фронт добил остатки группы армий "Висла" в районе Данцига и Гдыни.
На Западном фронте ситуация также была в пользу антигитлеровской коалиции. На Итальянском фронте войска 1-й французской армии занимали фронт на франко-итальянской границе в районе Ниццы, а войска 5-й американской армии и 8-й английской армии действовали севернее Флоренции. Используя успех Красной Армии в ходе зимнего наступления и переброску отборной 6-й танковой армии СС и ряда других соединений с Западного фронта на Восточный, союзники во второй половине марта возобновили наступление, форсировали Рейн на участке Бонн и Манхейм. К 1 апреля союзники вышли на фронт Бреда, Бонн, Кассель Манхейм и Мюлус, завершив окружение рурской группировки (группа армий "Б") вермахта. 17 апреля командующий группой армий "Б" фельдмаршал Вальтер Модель отдал приказ прекратить сопротивление и сам вскоре застрелился. Союзники взяли в плен более 300 тыс. человек.
Таким образом, Третий рейх лишился последней крупной группировки на Западном фронте. Германия потеряла Рур - важнейший военно-промышленный район страны. Разгром немецкой группы армий "Б" в Руре фактически привел к крушению всего Западного фронта. Теперь союзники двигались на восток без особого сопротивления со стороны вермахта. Немцы отбивались только в отдельных опорных пунктах. Союзные войска наступали на гамбургском, лейпцигском и пражском направлениях.
Штаб верховного командования в Европе, предусматривал после разгрома рурской группировки сосредоточить основные усилия на центральном участке фронта для развития наступления на дрезденском направлении, чтобы расчленить немецкие войска на две части и соединиться с Красной Армией. При благоприятной обстановке планировали развить наступление и на южном участке фронта из района севернее Страсбурга на Регенсбург и Линц, чтобы также соединиться с русскими. Однако этот план встретил возражения Черчилля, который считал, что главный удар надо наносить на северном участке фронта. Он считал, что союзные войска должны продвинуться как можно дальше на восток и по возможности взять Берлин. В итоге приняли американский план. При этом американское военное руководство также считало, что при благоприятных условиях Берлин надо брать. Только выход советских войск непосредственно к Берлину заставил союзников отказаться от этого плана. Кроме того, Черчилль считал, что вступление американских войск в Прагу будет играть огромное политическое значение.
На фото: Американский солдат возле молодого немца, которого повесили СС за то, что он покинул свой пост лишь за несколько дней до падения Берлина, в апреле 1945 года
Расстояние между советскими и англо-американскими войсками сократилось до 150-200 км. Ближе всего к Берлину - менее 100 км - линия фронта союзников проходила около Магдебурга, куда вышли передовые отряды союзников. Однако для подготовки рывка на Берлин с этого рубежа у союзников уже не осталось времени. Советская Армия уже завершила подготовку и перешла в наступление. Наступать на Берлин в этих условиях верховный главнокомандующий армий союзников Дуайт Эйзенхауэр счёл невозможным. "Верно то, что мы захватили небольшой плацдарм за Эльбой, - отмечал он, - но следует помнить, что на эту реку вышли только передовые наши части; наши основные силы находятся далеко позади. Мы возьмем Берлин, но, что нам это будет стоить...? Десятки тысяч погибших.".
Стратегические планы германского руководства
Несмотря на очевидный проигрыш в войне, германское руководство, и прежде всего Гитлер, фанатично веривший в "чудо", не хотело признавать поражение и искало вход в затягивании войны. Основные надежды возлагались на то, что в стане противников возникнут непреодолимые противоречия, и антигитлеровская коалиция распадется, тогда можно будет договориться с западными державами. Причем эти противоречия, по мнению германского руководства, должны были обостряться по мере приближения конца войны. Германское руководство рассчитывало, что удастся сберечь нацистские кадры, которые понадобятся Англии и США для нового этапа войны с Россией-СССР. Обновленный, более "демократичный" Третий рейх мог стать острием борьбы с Советским Союзом.
В марте 1945 г. в швейцарский Берн прибыл генерал Вольф с группой офицеров для установления связей и сепаратных переговоров с англо-американским командованием с целью капитуляции Германии перед союзниками. Со стороны союзников переговоры вёл главный резидент Управления стратегических служб (будущее ЦРУ) США по Европе Аллен Даллес. Переговоры продолжались около двух недель. Вскоре Рузвельт личным приказом прекратил все переговоры с Германией, заявив, что ни о каком мире не может быть речи.
В феврале - марте 1945 г. германское верховное командование, стремясь, во что бы то ни стало затянуть войну и приостановить наступление Красной Армии организовало последние контрнаступления в Венгрии и Восточной Померании, используя последние мощные подвижные соединения и резервы. Однако, несмотря на мощь ударов и отчаянное упорство немецких войск, включая отборные соединения СС, наступление советских войск остановить не удалось. Немецкое контрнаступление завершилось провалом и полным истощением бронетанкового кулака Третьего рейха, необходимого для обороны на берлинском направлении.
В Конце концов немецкое вторжение рассчитывало на блокаду города. При этом расчет был такой, что при блокаде, западный участок города и окрестностей должны быть окружены союзниками, которым и большая часть командования хотела сдаться.
Итог: В 12 часов утра 25 апреля 6-й гвардейский мехкорпус 4-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта форсировал реку Хафель и соединился с частями 328-й дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта, замкнув тем самым кольцо окружения вокруг Берлина.
К исходу 25 апреля гарнизон Берлина оборонялся на площади около 327 км². Общая протяжённость фронта советских войск в Берлине составляла около 100 км.
2 мая Берлин был полностью взят.
По мысли фельдмаршала Монтгомери, Берлин можно было захватить в начале осени 1944 года. Пытаясь убедить главнокомандующего в необходимости штурма Берлина, Монтгомери писал ему 18 сентября 1944 года:
Думаю, что лучший объект наступления - Рур, и затем на Берлин северным путём..., поскольку время играет исключительно важную роль, мы должны решить, что необходимо идти на Берлин и закончить войну; все остальное должно играть второстепенную роль.
Позже Монтгомери признал, что провал операции Маркет-Гарден стоил союзникам Берлина.
"Берлин был потерян для нас, когда мы не смогли разработать хороший оперативный план в августе 1944 года, после победы в Нормандии."