Две истории времён Второй Мировой, которые очень наглядно показывают, чем эксперт отличается от практика. Даже от хорошего практика
История первая - лето 1940 года, "битва за Британию". Немцы пытались завоевать господство в воздухе, и уже месяц в небе над Ла-Маншем шла мясорубка.
Англичане несли большие потери и озаботились живучестью своих самолётов.
Они советовались с вернувшимися из боя пилотами, смотрели, где в их самолётах чаще бывали пробоины от пуль, и там добавляли бронирование. Но это не помогло уменьшить потери.
А потом пришёл эксперт. И сказал: "Если сотни самолётов возвращаются с пробитыми крыльями - значит, дыра в крыле не так уж опасна. А вот если ни у одного из них не был пробит бензобак - значит, самолёты с дыркой в бензобаке не возвращаются".
И вот когда стали бронировать те места, в которых пробоин НЕ БЫЛО - это резко снизило потери.
История вторая - осень 1941 года, Харьков. Немцы оккупировали город и устроили свой штаб в особняке Хрущёва.
Поскольку дом должны были занять важные шишки, немецкие сапёры проверили здание - и сумели найти и обезвредить замаскированную в котельной мину с радиовзрывателем.
После этого дом заняли немецкие офицеры. включая начальника харьковского гарнизона генерал-майора Брауна... А через несколько дней здание взлетело на воздух. Выживших не было.
Потому что советский сапёр Илья Старинов заложил в этом доме ДВА заряда. Один в котельной, чтобы немцы его нашли и успокоились. И второй в двух метрах под землёй.
А у немцев хоть и был богатый опыт разминирования - но не нашлось эксперта, который сказал бы: "Не расслабляйтесь! Бывает так, что ставят ложную мину, а рядом с ней настоящую. Ставки высоки - проверьте весь дом ещё раз!"
В следующий раз, когда Вы станете думать, зачем нужны эксперты - вспомните эти истории.
© alex_levitas