Иногда длинный рубль толкает на самые необдуманные поступки, которые могут стоить очень дорого, а перспектива сверхприбылей отметает всякие сомнения.
История, что именно есть от первого лица, автором которой является ваш покорный слуга.
Год назад, в то ноябрьское утро мне позвонил диспетчер грузоперевозок:
-Тут заявка одна есть: поселок Омчак, обратная область. Две точки выгрузки 3,2 тонны. Дают 95 т.р. Обратку из Магадана поищу, расчитывай, что где-то она будет 50-60 т.р
Я не поверил и еще раз переспросил. Да именно так. В уме я уже прикинул, что на топливо и все расходы у меня уйдет не более 40 т.р. а в кармане останется о-о-о-чень приличная сумма. К тому же из Магадана можно привести и крабового мяса, и икры.
-Согласен.
Я читал в интернетах авто-блоги о дороги до Магадана, которая сейчас федералка, хоть и гравийка но в очень приличном состоянии, даже легковушки проходят. Холодно? Так мы же в Сибири живем, что нам привыкать что ли?
Наша Чита славится своим суровым климатом и перепадами температур, зимой в области бывает -50С, но машина у меня стоит в теплом гараже, и когда даже в холод езжу по области то особых проблем не испытываю, глушу мотор, только когда приезжаю в гараж. Из всей подготовке к зиме - картонка перед радиатором, зимнее масло в двигателе и коробке и набор дизельных присадок.
Да и еще ноябрь, казалось бы, холодов настоящих еще не было.
Про автомобиль стоит сказать отдельно: фургон, Iveco Daily 1999г., к тому моменту пробежавший 1,5 млн км с выпиленным комонрейлом и тд... Механическое все, т.е по факту простой советский ГАЗик, ремонтирующийся при помощи кувалды и зубила.
В общем, загрузили мне несколько ящиков запчастей для спецтехники и продовольствия, машина просела почти до отбойников - но ей не привыкать в нее и больше грузили. А исколесила она от Румынии до Благовещенска.
2. Ноябрьским утром я выехал из Читы по федеральной трассе "Амур" и двинулся в сторону Сковородино. В Чите стояла невероятная жара для такого времени -8С. На мне был пуховик, осенняя обувь. Естественно, ничего из еду я в дорогу не брал, потому что сейчас с кафешками вроде не плохо, да и просто лень готовить. Трасса Амур, та самая, где Путин ездил на Калине очень достойная и до Могочи хорошо знакомая, местами есть участки, где приходится сбрасывать скорость до 60-70 км/ч т.н "Амурские волны", в тех местах где сделали плохо отсыпку и на болотистой местности трасса вздыбилась.
Плотненько пообедал в заешке, заправился на "Роснефти", полагая что и дальше будет все складно, двинул дальше. По меред движения на северо-восток, наблюдал понижение температуры за бортом. Если в Чите не было снега, то уже за Нарын-Талачой все сопки были белые а в низинах скапливались клубы тумана. К Сковородино, подкатил уже в сумерках, На нужном указателе свернул влево в сторону Якутска.
10 км шагаешь по нормальному асфальту, а дальше начинается грунтовка, по которой держешь скорость 30-40 км/ч не более, а местами меньше 20. Местами грунтовка сменяется асфальтом. В общем к Тынде я приехал в 2 часа ночи. До этого я заправлялся только на фирменных заправках типа Роснефть, Корс, Нефтемаркет и тд... как минимум должен быть минимаркет, с улыбчивыми кассиршами, кофе в дорогу и выпечка. В Тынду я дотянул на горящем резерве бака, и выбирать не пришлось - на первой же заправке залился до отсечки, залив присадку. Когда я, кстати, вышел на заправке, моментально одубел от холода. Здесь уже было -25С. Я скорей в тепленькую машину, зарулил на дальнюю стоянку, натянул шторки, и вырубился спать.
3.Поспать мне удалось часа 4. Проснулся я от жуткого мороза. Не жуткого конечно, а от того, что похолодало в машине. Смотрю что печка на холостых остудила движок до 60 градусов и из воздуховодов идет едва тепленький двигатель, к тому же утром на заправке заурчали моторами камазисты. Было часов 6 утра и я принял решение ехать дальше, позватракав. Однако, большинство придорожных кафешек еще не работало а ассортимент кроме глазуньи ничем больше порадовать не мог. И понял, я, что попал в глушь. Чита и ее область - Сингапур прям какой-то со всеми благами цивилизации. Я уже пожалел, что поехал один и без напарника.
Едем дальше. Гравика. Но груженная машина плывет по ямам как Майбах на пневме, и о чудо - асфальт. До Якутска трасса "Лена" где-то на половину покрыта асфальтом, и есть связь - хотя я думал что места более глухие. А с заправками здесь плохо. На половине бака я проскочил Большой Хатыми, посмотрев свысок на местную заправку-рыгаловку. Две колонки: одна АИ-92 и другая ДТ, ржавый вагончик с кассой и рядом сортир на улице, а уже через 300 км пожалел что не заправился. К Томмоту я подскочил на горящей лампочке и пришлось заправляться на такой же "рыгаловке", где дизель стоит уже 46 р/л. Надо сказать, что за бортом было -27С и это днем. На гравийке у обочины стоял дальнобой из Латвии на Скания, пытаясь подтянуть тросс кулисы МКПП, матерясь на великом могучем, досталось и мне, когда выяснилось что у меня нет нужного ключа. У меня у самого машина на холостом стынет быстро. Пришлось картом закрывать всю морду - и радиатор, и подкапотку, и снизу.
"Лена" еще живая трасса - на встречу машин 10-20 в час попадается точно. До Якутска я доехал только к вечеру, много времени съедает гравийка.
4.И вот последний км трассы "Лена" далее либо на Якутск через саму Лену, либо уходить вправо в сторону Магадана. Увидев указатель 1825 - я ужаснулся - ведь дальше никакого асфальта, да и осмотревший мою машину Камазист посмотрел на меня как на сумасшедшего.
-Бак на сколько литров? 70? Стекла? Одинарные!Фен-то есть? А паяльная лампа? Шаровые есть запасные? А запасок сколько? Правда что ли одна? Фильтра запасные есть? Рация? Спутниковый телефон? А ватник и валенки? Еб...сь туда ехать! Отдай лучше груз да езжай по добру-по здраву домой. До весны можешь прилипнуть. Б...я резина лето?
Помотал он башкой и поехал дальше а я вот задумался и осознал свое положение. А что если вдруг на гравийке шаровую вырвет? Или кардан вдруг? А если тупо забуксую? Машин мало ходит. Если говорить про резину - то она стояла всесезонка на задних ведущих колесах,а передние лысые. Поскольку я магистральщик то резина особо не волновала - трассы то как правило чистые.
Поузнавал у людей как там дела с заправками обстоят - в общем пришлось у спекулянтов за тройную цену приобрести 5 канистр, две шины, набор ключей, термос, газовую плитку. Так же затариться в магазине сгущенкой, тушенкой, хлебом, вареньем - с таким-то запасом и месяц можно прожить. Ах, да и купил еще топор: ну что бы если что то дров нарубить и жечь косты, да и от медведей обороняться.
Так же выставил холостые обороты до 1200 об/мин, поскольку машина быстро выстывала даже на 1000.
Заметно снизился поток машин - в основном госодствует советский автопром Уралы, УАЗики, и чуть меньше иномарок лохматых годов повышенной проходимости. Преодолев перевал перед Чурапчей - попадаешь уже в царство настоящей зимы - уже во всю лежит снег, а на дороге уже клымский асфальт. Это когда укатывается снег вперемешку с камнями. Подъехав к реке Алдан обнаружил, что там моста нет, а переход на другой берег по льду. Я по накатанным следамспускаюсь, переезжаю речь с опаской разглядывая лед, но вроде все нормально, выезжаю с берега на дорогу - а машина шлифует - пробуксовывает и все. Именно здесь я пожалел что не взял нормальную зимнюю резину, не говоря про цепи на колесах. Часа два стоял, отчаянно пытаясь зайти в подъем, уже весь на нервах - машин нет в округе. Вижу едет Буханка, но у водителя не оказалось тросса, и он очень удивился моей беспечности. Но долго ждать не пришлось - вскоре подъехал зил-130, который и вытянул меня на подъем.
Продолжил я движение по колымской трассе, намереваясь заночевать с работающим двигателем у дорожной кафешки. Время часов 5 вечера а уже стемнело, едешь один по пустой трассе, максимум пару машин в час навстречу. Еду час, другой, третий - никаких кафешек и населенных пунктов, а у меня топлива в баке меньше трети, но теперь-то уж в канистрах запас есть, а где-то про меж ног все сжимается. А вдруг что с машиной... Гоню от себя мысли. Я третий день в дороге а до цели еще почти 1000 км. Стал я замечать что тепла от печки не хватает - боковые стела заледеневают. И тут понял для чего местные клеют двойные стекла. Не просто же так. Сколько там за бортом? -35С, спускаюсь с перевала а термометр пополз вниз - 38С. Усталось уже давит, хочется откинуться в кресле и уснуть - вокруг темень, воет ветер, один на трассе, мобильной связи нет. Лишь мотор урчит и немного согревает. Остановиться-то негде, потом из снега не вылезешь без посторонней помощи, да и как-то жутко.
Жутко хотелось спать, откинуться в кресле хотя бы на пару часиков - но спать придется при температуре около 6 градусов тепла, именно столько могла нагреть печка.
5.И тут спустило колесо, переднее правое. Запах резины и тд... Только свет фар, и ничего вокруг. Достал я домкрат, пока искал куда лучше поставить, чуть себе все не поотморозил. Пробую открутить колесо- гайка не идет ни в какую сторону. Тут я пожалел, что не взял никакой трубы, что бы одеть ее на балонник. Это так закрепили на шиномонтажке. Понадобился кстати топор, что я взял. Колотил обратной стороной топора по гайкам, в надежде что-отвернуть. Пять гаек с большим скрежетом подались, а шестая отказывалась. Перепробывал все. Лил вэдэшкой, даже поджег веточку смоченную в соляркет- никак не поддается. И все это на сорокаградусном морозе. Я уже и пальцев не чувствовал. В общем решил заночевать прямо здесь. Утро вечера мудренее и спать прямо в пуховике. Снял все чехлы с сидений, пытаясь закрыть ими все шели и сквозняки, что бы было чуточку тепло. Сколько я проспал не знаю. Может и вообще не заснул. Но факт то, что мимо меня не прошло ни одной машины. За несколько часов мотор слопал десятку литров соляры и снова
загорелся резерв. Пришлось пустить в расход большую часть канистр, но бак наполнить. Где будет следующая заправка я не знал. В это время позавтракал консервами, а как только расцвело пробывал снова открутить колесо. А как-только вдали показался автомобиль, я в буквальном смысле собой перекрыл дорогу и на удивление мне водитель остановился помог мне открутить гайку. Ударив ломом по баллонику.Поблагодарил человек, поставил полесо, трогаюсь сместа, машина пробуксовывает, что такое понять не могу. Будто держит что-то задние колеса и они прерзил. Попробывал почистить снег, грел суппорта - машина стоит как вкопанная. В общем почти целый день я бегал вокруг да около, пытаясь добраться до тормозов, а когда снял колодки то обнаружил, что оторвавшиеся накладки не давали начать движение автомобилю. Пришлось на время забыть о задних тормозах, точней, помнить перед каждым торможением.
И поехал я неспеша потихоньки. И вздохнул с облегчением, когда среди непроглядной темени показались огни Теплого Ключа. Но и тут огорчение - на заправке дают только 40 л. топлива на одну машину. Обещают только на утро больше. Принял решение заночевать в машине, задубевая от мороза с которым почти не справлялась печка. На утро я таки пополнил запасы топлива, пошел в местное сельпо и купил вещей потеплей: шерстяные носки, перчатки, валенки. Колодки задние примастырил от какого-то японского грузовика, встали как родные.
И поехал я по светлу, когда относительно тепло. Хотя на обратном пути решил, что ночью буду ехать - днем спать. Кстати, я уже был рад любым заправкам, которые попадались мне на пути и старался залиться при первой же возможности.
6. "Едешь песенки поешь, слушаешь мотор, а он поет с тобою вместе, он на песни скор" -как поет в дорожной песне Круг. Но немного не так: прислушиваешься к каждому звуку, а ухо вычленяет из общего шума, слушаешь не только мотор но и подвеску, прикидывая, на сколько можно попасть если вырвет рулевую тягу, оторвет шаровую, или отлетевшим камнем пробьет тормозную трубку или чего хуже топливный бак. На сорокаградусном морозе все резинки дубеют и скрипят как бешенные, не помогает никакая силиконовая смазка. Колеса, даже после непродолжительной остановки на 30 мин - дубеют и становятся квадратными, солярка которая здесь ничуть ни Евро, густеет и норовит замерзнуть и никакая обратка не помогает. А ведь здесь бывают и -60С холода. Единственное, что успокаивает, что здесь в отличие от тундры можно нарубить дров и жечь костер, да и машин ходит хоть и мало, но больше чем на зимниках. С такими вот мыслями я доехал до заправки в Кюбеме, "Куба". Тут меня обрадовали - нет дизеля, только АИ-92. У меня запас есть, до Сусумана
где персонаж Розенбаума с гражданином начальником чифирит за чайником, должно хватить. Проехал заправку, я встал на развилке трасс. Выбора не много: либо пики точенные либо другие неприятные штуки. А по факту развилка трассы на старую и новую Колыму. Новая Колыма идет северней и длиннее старой на 250 км, однако, старая в гораздо более худшем состоянии. И принял, дурень, решение ехать по старой трассе. По началу вроде казалось, такая же дорога, чуть по уже. Мобильной связи нет, на встречу ни одной машины не попалось. В свете фар на дороге показалась корова ( откуда бы ей взяться?) ближе подъехал и чуть не обомлел - медведь-шатун. Вот же глухие места! Отсутствовали даже километровые столбики и вообще какие-нибудь признаки цивилизации, связь в этой глухомани не ловит совсем. Снег по мере продвижения становится глубже и глубже. Через 70 км, я уперся в разрушенный мост и принял решение возвращаться на Новую Колыму. Надо отдельно сказать, что топлива при такой езде расходуется немеряно. Вот и еду 30-40 км/ч в
лучах утреннего солнца по гравийке матерясь от злости что ввязался на это дело и понимаю глядя вокруг на сопки и холмы - любовь к таким местам прививается именно через такую дорогу. Где бы я еще увидел такую красоту? Стал бы я ее разглядывать если мчался по автобану 160 км/ч? Словами сложно передать, что испытываешь в тот момент, понимая, что до ближайших крупных городов 1000 км в любую сторону, а ты здесь на едине со всем окружающим миром, ты маленький а он большой! Колымская природа безумно красива, и что бы ее понять и полюбить - то через труд и упорство.В Кюбюме топлива так и не появилось, и я принял решение идти дальше до Сусумана, несмотря на то что мои баки значитьльно опустошились. Канистры были снова пустые. Цены на ДТ на заправках тут почти 50 р/л! Приближаясь к Усть-Нере, прижимов, собственно как таковых не увидел. Хотя, был морально готов к худшему. Увы, в Усть-Нере тоже не было топлива и уже начал бить тревогу. Оставалось четверть бака, канистры пустые. Машина стала подергиваться. Увидев впереди маячки дорожной техники, я бросился к дорожникам: мужики! Надо топливо! Видно у меня был жалкий вид, что бульдозерист делая одолжение согласился мне отлить 50 л по цене 40р/л прямо из бака. Именно столько должно было мне хватить до Сусумана. Это был мой четвертый день в дороге.
7. До Сусумана я доехал с одним желанием: ЗАПРАВИТьСЯ!!! Поэтому весь путь до туда казался бесконечным, постоянно кося взгляд на одометр, километровые столбы и уровень топлива. Баки залил под пробки и поехал дальше в сторону Магадана, а недоезжая 5 км до поселка имени Чкалова свернул направо на какое-то направление в сторону Омчака, дорога это одна укатанная колея среди леса. И поэтой, прости господи, дороге, предстояло проехать около 200км. Здесь уже надеяться на чью-любо помощь в случае чего было бы бесполезно. Сразу после отворота я решил перестраховаться. На ведущие колеса одел свежие запаски, поскольку они были зимние, а не всесезонка и протектор был во весь профиль. И не пожалел что так сделал через 20 км поднимался в серпантин, на второй передаче не превышая 2000 оборотов, иначе колеса тупо проскальзывали и машина замедляла ход. Между тем температура тосола пошла вверх, да так, что на вершине перевала пришлось даже встать с открытим капотом, что бы выстыл мотор быстрей. Спуск был по прямой но с
поворотом внизу. Представьте себе укатанную колею, а вокруг неукрепленные обочины. Спускался на четвертой скорости 40 км/ч, перед поворотом я решил притормозить и переключиться на третью. И... тут меня понесло как корову на лыжах, кое как вписался в поворот, но потом машину развернуло поперек дороги, а задние ведущие колеса засели глубоко в снег. Вот и попал. А у меня даже лопаты нет. Испробывал все, и камни подлаживал, разгребая вручную, и ветки, не дает вылезти. Ох как не хватает помошника! Часов шесть ходил вокруг да около, и тут о-чудо поехал Урал-лесовоз. У водителя и лопат, и трос нашли, спасибо доброму человеку, что вытащил меня, поехал я дальше потихоньку до цели. Помню что в том вечер был под сильным впечатлением от пережитого, на выгрузке, когда разговаривали с работниками предприятия они как и все остальные поразились моей беспечности, глядя на машину, и даже мне позволили переночевать у них на КПП. Помню, что для меня это было в радость, после пяти ночей на переднем сидении в холоднющем
автомобиле. Машина же впервые была заглушена, а подогреватель тосола подключен к розетке. На следующий день, поехал до Магадана, 200 км, по такой же лесной дороге, потом снова федералка и о чудо! У поселка Сокол появился асфальт!
К сожалению, загрузка в Магадане оказалось небольшой, да и налички для закупа дефецитного товара было не так уж и много. Лучше, чем ничего. В Магадене хоть теплей чем в Якутии, но из-за влажности мороз обжигает все что возможно.
Как и сообщал раннее, то на обратном пути днем спал, а ночью ехал. Трасса незнакомая и в сутки преодолевал 700-800 км. Было желание поскорей вернуться домой. Вместе планируемых 6 дней, я затратил в двое больше времени.На обратном пути постреляли обе запаски, порвало в хлам все 4 пыльника на шаровых, разбило рессорные втулки. Удивительно, что машина вернулась домой своим ходом.
8.А вообще от сюда сделал выводы: никто просто так не предлагает больших денег. Нельзя быть таким беспечным и самонадеянным, а уж тем более нельзя принебрегать опытом поколений, и машину хоть мало-мальски надо готовить в такую дорогу. Уж что-то взять лишнее, чем потом жалеть что не взял когда понадобиться. И вообще надо тщательно взвешивать все аргументы за и против, помнить, что теория от действитльности отличается ( это я про то, что заправки есть, но топлива может не быть или Старый Колымский Тракт, который ныне заброшен). А так же учитывать целую кучу факторов: что будешь делать если ( таких если миллион), железо на морозе становиться хрупким, мерзнут и тормоза и сцепление, леденеют стекла, густеет солярка...
Всем удачных дорог, ни руля ни колеса!
Только через эти заснеженные хребты и перевалы, через эту вытрясающую душу пыльную гравийку, через эти сотни незаселенных километров, одиночество в пути можно познать настоящую любовь к этому краю. Какой бы тяжелой ни была дорога, хочется снова и снова вернуться туда, что бы пройти этот же путь.
Найдено на просторах интернета, кто автор не знаю