"Пёс Барбос и необычный кросс" - советская короткометражная комедия, снятая в 1961 году по стихотворному фельетону украинского поэта-юмориста Степана Олейника на киностудии "Мосфильм" режиссёром Леонидом Гайдаем.
Знаменитую короткометражку "Пёс Барбос и необычный кросс" молодой режиссёр Леонид Гайдай снял после двух провалов: за сатирическую комедию "Жених с того света" его отстранили от съёмок на два года, а фильм о комсомольцах "Трижды воскресший" остался незамеченным... Расстроенный режиссёр уехал в Иркутск к родителям, чтобы спокойно решить, что делать дальше. Разбирая на чердаке старые газеты, он наткнулся на фельетон Степана Олейника "Браконьеры", начинавшийся словами:
Через пойму, через дол,
Там, где верб зеленых своды,
Двух Никол Гаврила вел -
Шли в поход враги природы...
Гайдай решил, что из истории о трёх браконьерах и одной умной собаке получится небольшой забавный фильм. Похожий сюжет режиссёр уже встречал в рассказе австралийского писателя Генри Лоусона "Заряжённый пёс", но "Браконьеры" были смешнее и ближе.
Первым делом режиссёр придумал характеры и прозвища главным героям - Трус, Балбес и Бывалый, а потом начал искать актёров под получившиеся портреты. На роль сентиментального ипохондрика Труса без проб был утверждён Георгий Вицин - Гайдай уже работал с актёром на картине "Жених с того света". На роль Балбеса пробовался Сергей Филиппов, который нравился худсовету, но был сильно занят и сниматься не смог. Обратить внимание на клоуна из цирка на Цветном бульваре Леониду Гайдаю посоветовал Вицин - заинтригованный словами "он напоминает глисту" режиссёр вызвал клоуна на пробы, и утвердил Юрия Никулина с первого взгляда. Бывалым могли бы стать актеры Иван Любезнов, Михаил Жаров и Михаил Пуговкин, но никого не утвердили. Тогда руководитель "Мосфильма" посоветовал попробовать на эту роль малоизвестного, но фактурного актёра Евгения Моргунова.
На роль Барбоса была нужна собака с киноопытом. У одного из дрессировщиков нашли цирковую дворнягу Бреха - у него уже было несколько ролей, правда, ещё ни одной главной. Работать на съёмочной площадке с ним оказалось непросто, цирковой пёс оказался своенравным актёром и делал не то, что от него требовали режиссёр и хозяин. Почти каждая сцена требовала дублей, а только погоню с динамитом в зубах снимали, казалось, бесконечно. Брех то бросал динамит на половине пути, то убегал в другую сторону, то вдруг останавливался, обнюхивал кусты и задирал лапу...
На съёмочной площадке периодически вспыхивали конфликты. Первый случился у Бреха и Евгения Моргунова. Актёру надоело, что из-за какой-то собаки их гоняют почём зря, и он начал кричать на пса. Брех рычал и огрызался в ответ. Моргунов пообещал его придушить после съёмок - Брех на следующем же дубле вцепился актёру в ногу... Второй конфликт был между Евгением Моргуновым и режиссёром. В сцене погони хилый Трус должен был обогнать Балбеса и Бывалого - Гайдай считал, что это усилит комический эффект. Моргунов решил, что режиссёр выделяет своего любимчика и специально бегал быстрее всех. Когда его всё-таки удалось уговорить уступить - он начал третировать Вицина, высмеивая его героя.
Одна из шуток Моргунова над Вициным получилась действительно забавной. Однажды в перерыве между съёмками оборванный и перемазанный сажей Трус высоким голосом напевал арию Ленского "Куда, куда вы удалились...", чем привлек внимание проходящих мимо людей. Они спросили, что это за певец и получили от Моргунова ответ, что это легендарный Иван Козловский у которого сегодня сгорела дача, и он от этого тронулся умом, вот, сидят, ждут машину "скорой помощи"... Снимали, действительно, недалеко от дачи оперного певца.
Материала было снято на полчаса, но надо было уложиться в 10 минут хронометража, поэтому фильм нещадно резали. Благосклонно настроенный худсовет в дело вмешивался минимально. По его просьбе убрали эпизод, когда троица пробегала через шалаш, и Трус забегал в брюках, а выскакивал без них. Троица оглядывалась назадЮ, а за ними из шалаша выходил медведь с брюками в лапах. Гайдай хотел снять настоящего медведя, но директор картины рисковать не разрешил. Тогда Юрий Никулин привёз из цирка медвежью шкуру, в которую влез сам режиссёр. Худсовету посчитал медведя слишком ненатуральным, и сцену убрали. А вот выбегающий в одних трусах Вицин остался... Часть вырезанного материала вошла в следующую историю о троице - "Самогонщики".
Впервые фильм был показан как одна из новелл сатирического альманаха "Совершенно серьёзно", и короткометражка имела небывалый успех! Чуть позже фильм вышел на широкий экран и его закупили к показу около 100 стран мира. "Пёс Барбос и необычный кросс" участвовал в международных фестивалях - получил диплом кинофестиваля в Сан-Франциско и особый приз от Лондонского кинематографического общества. В 1961 году он номинировался на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля как лучший короткометражный фильм. Популярность Труса, Балбеса и Бывалого приобрела всесоюзные масштабы - настолько ярких и обаятельных отрицательных персонажей на экранах ещё не было!