Что первое приходит вам на ум, когда вы слышите Татьяна Пельтцер, Рина Зелёная, Любовь Добржанская, Евгения Ханаева. Какой образ является? Да, это всеми нами любимые бабушки и мамы из советских фильмов . А давайте посмотрим, как они выглядели в молодости.
Самая знаменитая бабушка советского кино - это Татьяна Пельтцер.Нет ничего удивительного в том, что Татьяну Пельтцер никто никогда не помнит молодой. На экране, да и на сцене, она всегда была мамой, тетей, бабушкой. Даже в своем кругу ее любовно звали "Бабушка", хотя ни внуков, ни детей у нее не было...
А ведь она вышла на сцену ещё в 1913 году, когда ей было всего 9 лет, а вот в кино дебютировала только через 30 лет. И ещё через 10 лет она стала известной на всё страну. Хотите посмотреть, какая была Татьяна Ивановна в молодые годы? Пожалуйста!
"Она всегда хорошо понимала, где правда, а где наигрыш и штампы, - вспоминает Марк Захаров. - Она могла быть скучной на репетиции, но всегда была правдивой. Ничего не изображала голосом. И мне это было очень ценно. Мало кто знает ее с этой стороны, но Татьяна Пельтцер очень внимательно наблюдала, что происходит в театре, в кинематографе - нашем и зарубежном.
Не менее популярная бабушка нашего кино - Рина Зелёная. Черепаха Тортила и миссис ХадсонЕё актёрская карьера началась в 1919 году, после окончания Московского Театрального училища она устроилась актрисой в одесский театр КРОТ. Первое появление на экране случилось 12 лет спустя в крошечном эпизоде. С тех пор эпизодов у Екатерины Васильевны было много. А вот главных ролей - увы. Но в народной памяти она осталась как блестящий мастер эпизода и ролей второго плана. А молодое фото? Пожалуйста
Евгения ХанаеваПервую роль в кино актриса сыграла в 45 лет - это был эпизод приключенческого фильма "Человек без паспорта". Режиссеры не баловали ее предложениями, пока в 1976 году Владимир Меньшов не предложил ей роль в фильме "Розыгрыш". Учительница Мария Девятова принесла ей народную любовь. А в молодости Евгения Никандровна выглядела так:
Анастасия ЗуеваЕё амплуа в классификации, принятой в театральной среде в незапамятные времена, называется "комическая старуха". Но истинные любители театра и кино знают, что ей были доступны для выражения в роли все грани человеческого характера.
Она родилась в 1896 году в селе Спасском Тульской губернии. Отец Анастасии Зуевой был мастеровитым человеком, владевшим многими профессиями - от кузнеца до гравёра, поэтому их семья относилась к зажиточным. Глава семьи рано умер, а его вдова быстро вышла замуж за жандармского офицера, поэтому Настя и её сестра были отданы на воспитание тетке. Та была строгой женщиной консервативных взглядов, поэтому, когда после учебы в гимназии племянница сообщила о желании стать актрисой, высказалась резко против.
Но девушка проявила характер и все-таки пошла на прослушивание в Школу драматического искусства. Оно прошло удачно, и Анастасия Зуева была принята. Возмущение строгой родственницы было так велико, что на некоторое время она выгнала племянницу из дома. Тетка смягчилась, только когда узнала, что Настя очень понравилась педагогам, и её приняли, в виде исключения, на бесплатное обучение.
Любовь СоколоваЛюбовь Сергеевна Соколова - советская и российская актриса, народная артистка СССР, на ее счету награды различных кинофестивалей, военные медали, включая медали "За отвагу" и "За оборону Ленинграда". Исполнила более 300 ролей в кинофильмах знаменитых режиссеров советской эпохи, за что фамилия Любови Соколовой попала в книгу рекордов Гиннеса
Все свободное от домашних забот и учебы время юная Люба проводила в Ивановском театре музкомедии. Работники театра, заметив любовь школьницы к высокому искусству, стали пускать ее на представления бесплатно.
Любина мама лелеяла надежду, что дочь поступит в консерваторию. Однако руководительница школьного кружка сказала, что к музыке у девушки нет способностей. В итоге в 1940 году Любовь Соколова, окончив школу, приехала в Ленинград и поступила в педагогический институт имени Герцена.
Уже будучи студенткой, она узнала о наборе слушателей в актерскую школу при "Ленфильме". Любовь немедленно помчалась на пробы и покорила комиссию, включая руководителя курсов Сергея Герасимова, монологом из чеховской "Чайки". К слову, Соколова была одной из тысячи с лишним претендентов, комиссию же прошли только 22 человека. С тех пор ее жизнь и биография были тесно связаны с актерским мастерством, театральным и киноискусством. В молодости Любовь Сергеевна была очень красива, и это хорошо видно на ее старых фото. На коллег-мужчин, как и на зрителей, сильное впечатление производили ее выразительные глаза, роскошные волосы, правильные черты лица.
Любовь ДобржанскаяЛюбовь Добржанская родилась в дворянской семье полковника царской армии - Ивана Добржанского. С годом рождения актрисы всегда была путаница. Одни говорят о том, что родилась в 1905-м, другие - в 1907-м. Третьи вовсе утверждают, что Добржанская родилась в 1908-м году. Путанице способствовало и то, что сама Любовь никогда не праздновала свой день рождения и не любила говорить на эту тему.
В 1924 м году Любовь начала выступать в Русском драматическом театре с трудами праведными. Зрители полюбили ее с первого спектакля. Они восхищались ее даром перевоплощения, выразительным голосом, сильным темпераментом. За короткое время Добржанская стала одной из наиболее известных киевских актрис. За 10 лет она сыграла более ста ролей. Бывало, что приходилось учить роль всего за несколько дней.
В 1934-м году Добржанскую пригласили в центральный театр Советской Армии в Москве. Любовь согласилась не раздумывая. Так начался новый "виток" в ее карьере. На спектаклях Любови всегда был аншлаг, ее называли одном из "великих" актрис.
Екатерина МазуроваВо время войны в прифронтовой столице она играла для защитников города, отказавшись эвакуироваться в тыл. Была награждена медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны". С 1947 по 1951 годы Екатерина Яковлевна работала в Германии в Первом драматическом театре войсковой части. В послевоенные годы её творческая судьба была связана с Московским театром драмы и комедии (ныне Театр на Таганке), где она проработала более 20 лет.
Она снималась у таких великолепных режиссёров, как Анненский, Кулиджанов, Швейцер, Райзман, Птушко, Барнет, Ростоцкий, Михалков-Кончаловский. Екатерина Мазурова создала целую галерею запоминающихся бабушек, как, например, Екатерина Борисовна в мелодраме "Когда деревья были большими", или мама главного героя комедии "Джентльмены удачи" Евгения Ивановича Трошкина. А кто не помнит бабушку Кости Инночкина в великолепной детской комедии "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"?! Яркие образы были созданы актрисой в фильмах: "Анна на шее", "Екатерина Воронина", "Пусть светит", "Полустанок", "Мимо окон идут поезда", "Дядя Ваня", "Воскресенье", "Хозяин тайги", "Сибириада".
Кроме того, актриса нередко снималась в сатирическом тележурнале "Фитиль".
Стефания СтанютаВыдающаяся актриса, легенда белорусской сцены. Настоящий успех пришёл к ней лишь с возрастными ролями. Лучшая работа в кино - Дарья в фильме "Прощание". На сцену выходила до конца жизни, до 95 лет.
Стефания Станюта совсем юной пришла в Первое товарищество белорусской драмы и комедии, которое позже стало Первым белорусским государственным театром. Потом училась в Москве, в Белорусской драматической студии. В 1926 году вместе с однокурсниками приехала в Витебск, где на базе их выпуска был создан Второй белорусский драматический театр. А с 1932 года и до последних дней жизнь ее связана с Национальным театром имени Янки Купалы, тем, где начинала она школьницей.
У Станюты было много интересных ролей, но настоящая слава пришла к ней поздно, когда она играла уже роли пожилых женщин и бабушек. Она стала популярной за пределами республики лишь после фильма Ларисы Шепитько и Элема Климова "Прощание", где сыграла роль старухи Дарьи.
Она умела быть одинаково органичной в ролях изможденных крестьянок и элегантнейших светских женщин. И даже маленький эпизод делала истинным сценическим шедевром. Правда, в кино актрису приглашали, в основном, в фильмы на деревенскую тематику: "Тёща", "Тревожный месяц вересень", "Люди на болоте", "О тебе", "Мама, я жив!", "Белые росы" и др. Много снималась Станюта и в последние годы. Наиболее заметные роли сыграла в картинах "Эти... три верные карты", "Изгой" и "Силуэт в окне напротив".
Фаина РаневскаяЛегендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.
В Москву Фанни приехала налегке - отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.
К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья.
Валентина СперантоваЗа свою творческую жизнь создала 67 ролей в театре и 25 в кино, озвучила более 100 мультфильмов.
Около 50 раз выходила в прямой эфир в образе бабушки Татьянушки в передаче "Спокойной ночи, малыши!"
40 лет проработала на Всесоюзном радио, где создала большое количество литературных и сказочных образов.
Валентина Сперантова впервые вышла на сцену в родном Зарайске. Любительскому театру, которым руководила скульптор Анна Голубкина. Для одно из спектаклей нужны были дети. Участники театра, среди которых были и родственницы Валентины Сперантовой, знали, к кому обратиться - в семье Сперантовых было 13 детей. Маленькую Валю (ей тогда было пять или шесть лет) отпустили. Спустя годы Валентина Сперантова вспоминала, что "роль" была простой - выйти, картинно съесть пряник и уйти. Не совсем настоящий театр - летняя сцена была построена на пустыре, совсем не настоящая роль, но в памяти остались огни рампы и гордость от того, что ее, почти как большую актрису, везли домой на извозчике...
Сложно подобрать слова к этому факту, но роли мальчишек удавались ей лучше всего. И это была не просто способность, предрасположенность. Нет, это была судьба и глубокая взаимная любовь к этим таким разным мальчишеским характерам и судьбам, воссозданным ею за всю ее яркую, незабываемую театральную историю. Егорка, Геальмар, Степок, Том Кенти, Ганька, Ваня Солнцев, Шура Бадейкин, Кей, Митя, Володя Дубинин.... Сколько их было!