Большинство из нас знакомы с шоссе Энтузиастов, однако мало кто знает историю этой дороги. А история эта весьма печальна, и далее вы поймете почему.
Это - начальная часть пути, ведущего из столицы во Владимир. Раньше дорога называлась Владимирским трактом. В летописях она упоминается с начала XV века, а в народе получила прозвище Владимирка. Владимир был первым большим городом на этой скорбной дороге разного рода заключенных, путь большинства из них лежал в Сибирь.
Первоначально по Владимирской дороге в Измайловскую вотчину царей везли продовольствие, лен, полотно, но в начале XVII века роль дороги, которая прямехонько вела в Сибирь на каторгу, меняется.
По дорожке большой, что на север идет,
Что Владимиркой древле зовется,
Цвет России идет, кандалами звенит,
И "Дубинушка" громко поется.
Это на других дорогах "однозвучно звенел колокольчик", а по этой, гремя кандалами, шли в Сибирь тысячи русских людей. Среди них были и участники крестьянских восстаний, и декабристы, и другие не любившие самодержавие энтузиасты.
Энтузиастов было очень даже немало. В списках Тюменского приказа о ссыльных с 1853 по 1862 год числилось 101 238 человек, с 1863 по 1872 год - 146 380, а в 1890-м - уже 260 000 человек.
Дорога "работала" круглогодично. Антон Павлович Чехов писал о Владимирке: "В весеннюю распутицу сотни и тысячи пар ног тяжело ступали по этой горестной безнадежной дороге...".
Многие арестанты считали, что путь этот был тяжелее самой каторги. По установленным сверху нормам каторжники должны были проходить в месяц 500 верст. До Нерчинской крепости двигались от полутора до двух лет, и самое печальное, что время в пути в общий зачет срока не шло. В народе говорили: "Стонет Владимирка, плачет Владимирка, терпит Владимирка..."
Только в конце XIX века иссяк поток заключенных на этой дороге. Арестантов на другой конец страны стали возить по Транссибирской магистрали поездами. Значение свое Владимирка утратила, но еще долго в народе жили страшные истории о ней.
Большевики по инициативе первого в истории страны наркома просвещения Анатолия Луначарского переименовали часть Владимирского тракта в шоссе Энтузиастов в память о тех революционерах, которым суждено было пройти этой дорогой в ссылку.
Название прижилось и сохранилось до наших дней. Сегодня это одна из крупнейших московских магистралей.