15 октября 2018 года в 09:05

Очаровательные викуньи, которые чуть не исчезли с лица Земли

Древние индейцы считали их посланниками богов и никогда не одомашнивали, чтобы "не обидеть". Ну а как еще можно относиться к этим очаровательным грациозным созданиям, шерсть которых стоит бешеные деньги? Викуньи - животные уникальные. У себя на родине они находятся под государственной защитой, и на сегодняшний день им угрожает разве что стрижка. А ведь каких-то сто-двести лет назад викуньи находились на грани полного истребления.
 




 

 Дар боговВ те времена, когда на территории современного Перу и Боливии жили индейские племена, викуньи в большом количестве обитали рядом с людьми, как и их родственники гуанако. По данным ученых, они тут жили еще задолго до появления человека. У индейцев не было ни коров, ни овец (это позже их завезли на континент испанские завоеватели), и основным домашним скотом для них были парнокопытые семейства верблюдовых. Но если лам и альпак инки разводили, как европейцы коров, то викуньи и гуанако жили на воле.
 

 
Особенно трепетно индейцы относились к нежным викуньям. Этих животных причисляли к божествам Анд и считали ценнейшим даром, посланным свыше. Инки слагали о викуньях красивые легенды. Изображения этих животных можно встретить в сюжетах древней наскальной живописи и племен более раннего периода, а также на древних предметах обихода.
 

 
Викуньи на удивление хорошо приспособлены к суровым условиям горных степей. Они не боятся пронизывающих ветров, перепадов температур и без труда жуют грубую траву, которую обычный скот есть не может. Это не могло не восхищать индейцев. Они приносили викуньям ритуальные дары и никогда не одомашнивали - чтобы не "оскорбить".
 

 
Инки издревле знали, как тепла и нежна шерсть этих животных. Ее называли руном богов, а одежду, связанную из нее, имели право носить лишь самые высокие особы. Но как взять шерсть у божества? Животных стригли раз в четыре года и только живыми. Во время такой охоты дикое стадо сгоняли в загон, затем отпускали всех самцов, больных животных и молодняк. Оставляли и стригли только взрослых здоровых самок, предварительно попросив разрешения у богов. И после стрижки тоже отпускали.
 

 
А еще инки верили, что если натереть кожу младенца жиром мертвой викуньи, малыш вырастет быстрым и ловким. Но при этом оговаривалось, что жир можно брать только от викуньи, которая умерла своей смертью, а не была убита.
 На грани вымиранияК несчастью для инков, на их землю ступили европейцы. Они завезли на континент коров, овец, коз. Их стада заняли территории, на которых раньше паслись дикие верблюдовые. Викуньям пришлось уйти в более высокогорную местность. А вместе с новыми животными пришли и новые болезни, к которым викуньи иммунитета не имели. Еще в далеком 1553 году испанец Педро Сьеса де Леон писал в "Хронике Перу" о том, что число верблюдовых в стране резко сокращается из-за "смертельной чумы".
 

Первое в Европе изображение верблюдовых ("Хроника Перу"). /Фото: vicuna.ru
 
Но и это еще не все. Европейцы быстро сообразили, что шерсть викуньи очень ценна. На верования индейцев им было наплевать, поэтому с викуньями они не церемонились. Животных ловили, стригли и продавали шерсть в Европу. А когда потребности начали расти, викуний стали просто убивать, чтобы без труда содрать шкуру. Сделать это было легко: добрые и бесхитростные викуньи очень зависимы от вожака стада, поэтому достаточно было убить его одного - и все остальные, вместо того, чтобы разбежаться, в растерянности оставались на месте.
 

 
Завоеватели заставляли индейцев добывать для них металлы, число коренных жителей стремительно снижалось, поэтому заботиться о викуньях и хранить традиции уже было некому. Конкистадоры даже требовали от индейцев, чтобы те помогали им ловить и убивать верблюдовых, а также принуждали платить часть налогов шкурами гуанако и викуний.
 
В XVII веке численность этих животных стала настолько низкой, что проблемой озаботились даже испанские власти, издав серию королевских указов, запрещающих их убивать. Однако, как говорится, до Бога высоко, а до царя - далеко, и число популяции продолжало снижаться. Например, с середины XVII до середины XIX века в Европу было вывезено такое огромное число шкур убитых животных, которое примерно равно 1,5 миллионам особей.
 Под защитойВпервые о том, что викуньи могут исчезнуть с лица Земли, серьезно заговорили в середине прошлого века. Фактически своим спасением они могут быть обязаны знаменитому перуанскому зоозащитнику по имени Фелипе Бенавидес Барреда. Он стал изучать проблему еще в 1938-м и постепенно добился поддержки европейских и американских коллег. В итоге в 1964 году в перуанском Пампа-Галерасе, где викуний оставалось больше всего, был открыт заповедник для восстановления популяции.
 

Фелипе Бенавидес Барреда
 
К делу подключили и южноамериканских индейцев, живших рядом с викуньями: пришлось им вспоминать позабытые традиции предков-инков.
 
Уже в первые годы работы заповедника число животных стало стремительно расти. В итоге их стало настолько много, что в 1970-х годах даже пришлось часть самцов удалить из заповедника, еще часть животных перевезти на другие территории континента, а еще какое-то количество даже убить (этот факт в свое время осудили много политиков и зоозащитников).
 

 
Однако из-за вооруженного конфликта в стране, когда территория Пампа-Галераса попала под влияние террористической организации "Сияющий путь", заповедник фактически был уничтожен. В 1980-х викуньи снова оказались под угрозой исчезновения.
 
К счастью, уникальных животных и во второй раз удалось спасти. Благодаря тому, что на данный момент они находятся под государственной охраной, в ближайшее время их популяции вымирание не угрожает.
Вывозить викуний за пределы Перу запрещено. Отстрел их карается законом. А на то, чтобы стричь их и производить вязаные изделия, нужно получить специальное разрешение. Выдают его единицам, но данный документ - подтверждение того, что шерсть была получена гуманным путем и ни одна викунья не была убита.
 

 
Стригут животных раз в два года. Как и в древние времена, сначала их в загоне осматривает ветеринар. Тех, кого не отобрали, отпускают, а сам процесс стрижки имеет свои правила. У викуньи снимают не всю шерсть, а примерно 250 граммов. И обязательно оставляют манишку, иначе в природе животное замерзнет и погибнет.
 

Пампа-Галерас. 2009 г. Викуний загнали в ловушку, чтоб постричь и отпустить на волю./Фото:vicuna.ru
 
Шерсть сортируется вручную, и процесс этот очень кропотливый и долгий. Килограмм такого руна стоит примерно тысячу долларов, а метр вязаной ткани - втрое дороже.
 

Викунья после стрижки. /Фото: еurbina.ru

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Сисадмины, программисты и все причастные, этот жизненно-юмористический пост о вас На снимке столетней давности заметили «путешественника во времени» Подборка интересных и веселых картинок 13.11.21 Мега-богатые жители Нью-Йорка устанавливают в своих особняках роскошные «комнаты для паники» Плато Путорана - затерянный мир Сибири Где бабки?! Игры, в которые играют друзья, и их результаты Из-за непотребного контента у «Эха Москвы» закрываются отделения по стране Что ответила украинская спортсменка, которая обнималась с россиянкой Экспериментальная техника Второй мировой Власти задумались над штрафами для россиян, выкидывающих на улицу собак и кошек Двое москвичей сменили свои имена ради бесплатных пожизненных роллов