Когда Леонид Гайдай решил экранизировать роман "12 Стульев" Ильфа и Петрова, то оказалось, что такая заявка в Госкино уже имеется: её подал Георгий Данелия. Гайдай очень расстроился, но потом Данелия отказался от экранизации, и Гайдай с особым усердием взялся за работу.
Он устроил очень масштабные пробы на роль Остапа Бендера. Его хотели сыграть более двух сотен актеров, при чем наравне с малоизвестными актерами пробы проходили и уже популярные на тот момент. В итоге отобрали 20 кандидатов, среди которых были: Андрей Миронов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Михаил Казаков, Владимир Высоцкий и даже Муслим Магомаев.
Окончательно Леонид Гайдай остановился на Владимире Высоцком, но он не смог участвовать в съемках, поэтому выбрали Александра Белявского.
Начали снимать и оказалось, что Сергей Филиппов (Киса) смотрится в кадре более внушительно. Гайдай понял, что так не пойдет и взял небольшую паузу в съемках.
Совершенно случайно он узнал про грузинского актера Арчила Гомиашвили. Гайдаю рассказали, что он весьма успешно играет Остапа Бендера в театральных постановках "Золотого теленка" в небольшом грузинском городке Поти. При первом же взгляде на актера и его игру, Гайдай понял, кто ему нужен.
Интересная история была и с выборами актрисы на роль мадам Грицацуевой. Выбирали из двух актрис: Нонны Мордюковой и Галины Волчек. Нонна Мордюкова показалась режиссеру, да и всей съемочной группе, слишком серьезной для комедии, поэтому решили выбрать Галину Волчек, но сообщить ей об этом режиссер не успел.
На съемочную площадку звукооператор привел свою молодую жену, Наталью Крачковскую. Она тогда была студенткой ВГИКа. Едва Гайдай её увидел - сразу определил на роль: "Вот она, мечта поэта".
Михаила Пуговкина выбрали на роль отца Федора практически без проб, но ждали его согласия на роль более трех недель. Дело том, что его мама была очень верующей и Михаил боялся, что ролью "жуликоватого" батюшки очень заденет её чувства.
Гайдай очень хотел, чтобы в съемках участвовали оригинальные стулья работы мастерской Гамбса, ведь именно эти стулья фигурировали в романе Ильфа и Петрова. Но оказалось, что таких стульев осталось очень мало, а точнее - только у одной дамы их удалось найти, которая наотрез отказалась их продавать.
Но она разрешила провести точные замеры стульев и сфотографировать их со всех необходимых ракурсов. Только вот мебельщика, который согласился изготовить такие стулья, удалось найти только за границей. После съемок остались невредимыми четыре стула и Гайдай их выкупил у киностудии, поставил у себя в рабочем кабинете.
Стоит отметить, что при озвучке фильма почти всю роль Остапа Бендера озвучил Юрий Саранцев. Точно неизвестно, почему режиссер пошел на такой шаг: одни говорят, что Арчил Гомиашвили болел и не смог появиться в студии, другие говорят, что Гайдая смущал грузинский акцент актера.
Гомиашвили очень обиделся на Гайдая за этот поступок: "Если бы я знал, что Гайдай так поступит, никогда бы не стал сниматься в этом фильме". Гайдай отреагировал на этот выпад актера: "Если бы я знал, что ты такой плохой артист, никогда не снимал бы тебя в своей картине". В итоге между актером и режиссером случился многолетний молчаливый конфликт.
Спустя 5 лет Марк Захаров снял еще одну экранизацию "12 стульев" с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым в главных ролях . В день телепремьеры Гайдай и Гомиашвили помирились. Гайдай позвонил актеру и сказал: "Скорее включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!".
Прошло уже более 40 лет с премьеры обеих экранизаций, но споры о том, какая же из них более удачная и "правильная" не умолкают до сих пор.