BadComedian поведал о попытке заставить его замолчать с помощью иска на миллион рублей
Кинокомпания Kinodanz подала в суд на самого влиятельного российского YouTube-кинокритика Евгения Баженова, известного как BadComedian. Блогеру, за чьими едкими кинообзорами следят миллионы пользователей, предъявили претензию за обзор картины в жанре фэнтези "За гранью реальности", которая вышла в прокат в марте 2018 года. Создатели фильма требуют, чтобы критик удалил ролик и выплатил им компенсацию в размере миллиона рублей. Блогер утверждает, что истец грозил ему своим влиянием и связями в Министерстве культуры, которое BadComedian регулярно критикует за необоснованное финансирование убыточных и плохо снятых фильмов.
Судебная тяжба началась в январе 2019 года. Кинокомпания заказала лингвистическое исследование, выводы которого позволили Kinodanz утверждать, что BadComedian превысил "необходимый для достижения полемической и критической цели объем цитирования" художественного произведения и нарушил авторские права компании. В иске, который Баженов продемонстрировал на YouTube, представители Kinodanz ссылаются на стандарты цитирования в диссертациях. Лингвистическую экспертизу проводили А.Р. Исралиева и С.С. Шумов.
Баженов заявил, что представители кинокомпании намекнули ему на то, что он вредит репутации Kinodanz, а суд якобы должен ее восстановить. В июне 2017 года на канале BadComedian вышел критический обзор еще одной картины производства Kinodanz - "Танцы насмерть", которую также спонсировало Минкультуры.
"За нами стоят влиятельные, очень влиятельные люди, и нас поддерживает Министерство культуры Российской Федерации", - цитировал слова представителя кинокомпании Баженов. В Минкультуры причастность к конфликту между блогером и компанией опровергают.
После выпуска своего видеообращения Баженов дал интервью порталу Lenta.ru.
Почему вы называете иск неправомерным? Вы не нарушали объемы цитирования?
Баженов: Для меня очевидно, что эта история не про объемы цитирования, а про попытку цензуры. Я закон не нарушал. По закону разрешено в критических целях цитировать оригинал в объеме, оправданном целью этого цитирования. В случае с обзором фильма "За гранью реальности" цитирование вполне оправдано.
Для YouTube нет отдельных правил? Музыкальные блогеры, к примеру, не используют фрагменты длиннее пяти секунд, чтобы не нарваться на претензии правообладателей.
Существуют правила использования чужого контента на YouTube. В них говорится, что в каждой стране понятие "добросовестное использование" трактуется по-своему, в зависимости от законодательства. Я как гражданин страны, видеоблогер, имею право на критику. А иск компании Kinodanz этому праву противоречит.
Не опасаетесь, что после того, как вы вынесли проблему в публичную плоскость, найдутся люди, которые оперативно установят допустимый объем цитирования на видеоплощадке? А тогда плохо станет всем блогерам в России.
Я вообще, честно говоря, не понимаю, как можно регулировать отдельную площадку, если для всех закон един.
Вы рассказывали о встрече с истцом, где представители Kinodanz прямо сказали, что за ними стоят серьезные люди - в частности, Министерство культуры. Что это была за встреча?
Это был телефонный разговор и живое общение. Мы встречались с представителем компании, и эти слова прозвучали из его уст. То есть это, конечно, не слова генерального директора или режиссера. Это слова представителя.
Вас пытались запугать?
Я бы даже не сказал, что нас запугивали. Эти люди просто констатировали факт. Да, Министерство культуры явно выступает на их стороне, иначе им не выделили бы средств на фильм "За гранью реальности" и другие не менее "замечательные" картины. Очевидно, что у этой киностудии есть серьезная поддержка, раз им доверили проект на 950 миллионов рублей.
Kinodanz при поддержке Агентства стратегических инициатив создаст в Калининграде кластер по производству компьютерной графики и визуальных эффектов. Сумма инвестиций - 950 миллионов рублей. Одним из инвесторов проекта стал бывший топ-менеджер "Яндекса" и рекламной группы BBDO Игорь Лутц.
Вы сталкивались с давлением раньше?
В 2014 году после обзора ремейка "Кавказской пленницы" от Максима Воронкова какие-то люди угрожали пробить мне череп. Не могу утверждать, был ли к этому причастен режиссер или продюсерская компания. Иначе я рискую схлопотать еще один иск. Но забавно, что в той ситуации купился даже Александр Роднянский, который меня не поддержал. Это случилось после моего обзора на "Левиафан", который он продюсировал. Я выпустил его до премьеры и был неправ, я это признаю.
Kinodanz требует от вас миллион рублей. Насколько это большая сумма для вас?
Понимаете, тут ведь вопрос не в миллионе рублей, а в том, что они пытаются запретить критиковать их фильмы. Предположим, я бы мог, как они требуют, удалить ролик. Но что тогда? Это значит, что любой другой, недовольный критикой, может прийти и сказать: "Удаляй!" И надо будет удалять. Да Kinodanz первыми же и придут! Если кинокомпания выиграет суд, YouTube блокирует мой ролик, а дальше еще один страйк от того же Kinodanz - и это фактически закрытие канала из-за жалоб. Но мы создадим канал или будем размещать копии роликов на других - иными словами, любыми способами обойдем запрет.