24 сентября 2019 года в 10:43

Польский поход РККА». О чем молчит Польша

В сентябре исполнилось 80 лет знаменитому "Освободительному походу РККА" (другое название "Польский поход") в ходе которого была освобождена территория Западной Украины и Белоруссии, отторгнутых Польшей у Советской России в результате войн 1919-1921 годов.                                    





Расплата пришла в 1939.    


Сегодня, по прошествии стольких лет, польские пропагандисты, выпущенные колумбийским университетом с ускоренных шестимесячных курсов по извращению советской истории, во всю стараются выставить это великое освобождение в виде оккупации, развивая на эту тему собственные умозаключения. Точнее, просто заключения, до ума здесь далеко...
Они "занимательно" повествуют о сговоре Сталина и Гитлера, целью которого было якобы уничтожение Польши. Красную Армию называют главным союзником нацистской Германии и сетуют, что современная Россия "ведет себя так, как будто ничего об этом не знает".
При этом в качестве "доказательств" приводятся какие-то фотографии, которые не имеют отношения к тем далеким историческим событиям, свидетельства "очевидцев", которые не видели происходящего, но якобы видели только последствия... Простая уголовщина и мародерство со стороны того же местного населения выдаются за "преступления" советской армии над польским населением.
Эти старания пропагандистов и псевдо-историков с одновременным умалчиванием о некоторых страницах собственной истории Польши вполне объяснимы и, можно сказать, исторически закономерны. Но всех их отчаянные попытки выставить Польшу в роли главной жертвы Второй мировой войны разбиваются о суровую реальность, если немного углубится в ход событий, предшествующих знаменитому освободительному походу РККА.    
В 1932 году, несмотря на заключение польско-советского договора о ненападении, "ослабление и разгром России" остаются одной из главных осей польской политики. Об этом, в частности, заявлялось в докладе разведывательного отдела главного штаба Войска Польского: "Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке... Поэтому наша возможная позиция будет сводиться к следующей формуле: кто будет принимать участие в разделе. Польша не должна остаться пассивной в этот замечательный исторический момент. Задача состоит в том, чтобы заблаговременно хорошо подготовиться физически и духовно... Главная цель - ослабление и разгром России".
В 1934 году состоялось подписание Польшей "Пакта Пилсудского-Гитлера", которое на корню подрубило все попытки советской дипломатии создать европейскую систему коллективной безопасности, направленную на предотвращение угрозы, исходившей от пришедших к власти германских нацистов. По факту в будущей мировой бойне Варшава отводила себе особое "место" - рядом с "великим фюрером", который, воюя с СССР, поможет полякам оккупировать всю Украину.
"Для Польши - писал посланник Польши в Иране Ян Каршо-Седлевский в 1938 году, - лучше до конфликта совершенно определенно встать на сторону Германии, так как территориальные интересы Польши на западе и политические цели Польши на востоке, прежде всего на Украине, могут быть обеспечены лишь путем заранее достигнутого польско-германского соглашения". Как видим, польское правительство имело к январю 1939 году довольно определенные цели. В то время министр иностранных дел Польши Юзеф Бек в беседе с министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом откровенно заявил: "Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Чёрному морю".
Позже Варшава поможет немцам расчленить Чехословакию, "откусив" от нее Тешинскую область. Она же откажется пропускать через свою территорию советские войска, которые были готовы дать отпор нацистской агрессии. А в более широком контексте Польша добровольно возьмет на себя защиту германских интересов в Лиге Наций после демонстративного выхода оттуда нацистской Германии 14 октября 1933 года. Если точнее, с трибуны Лиги польские дипломаты будут вдохновенно оправдывать нарушения Гитлером Версальского и Локарнского договоров, Мюнхенский сговор, оккупацию Австрии, Чехословакии, литовской Клайпеды, нацистские концлагеря. Как видим, выдающиеся заслуги поляков, грезивших разделом Советской России, в деле разжигания Второй мировой войны трудно поставить под сомнение.
Болеслав Берут (1892-1956), резидент советской разведки в Белоруссии в 1942-1944 годах, а впоследствии глава правящей Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), писал в те предвоенные дни: "Власти даже после 1 сентября 1939 года надеялись, что вместе с нацистами Польша вторгнется в СССР. Потому делалось все, чтобы не раздражать Гитлера, даже ценой намеренной сдачи нацистам польских позиций в Данциге (вольный город, на который претендовали Польша и Германия) с 40-процентным польским населением на милость Гитлера и польского подполья в Восточной Пруссии в канун войны".
Советский Союз, взвесив эту международную ситуацию, заключил 23 августа 1939 года Пакт о ненападении с Германией. СССР сделал это последним, значительно позже, чем Польша и другие западные державы. Потом события развивались стремительно. 1 сентября 1939 года Германии напала на Польшу, и к 14 сентября гитлеровские войска находились уже на территории Западной Белоруссии и Украины. Ими был взят Брест, окружен Львов. К 21 сентября германские армии могли выйти к государственной границе с СССР.    


Возвращаясь к документу под названием "Пактом Молотова - Риббентропа", многие знают о существовании секретного протокола, который разделял сферы интересов Москвы и Берлина в Европе. Западная Украина и Западная Белоруссия попадали в зону интересов СССР. Однако Кремль в первой половине 1939 года не предпринимал никаких активных действий, хотя немецкие дипломаты с первых дней сентября забрасывали Москву депешами, запрашивая Советский Союз о его планах.
3 сентября министр иностранных дел Германии Риббентроп телеграфировал послу в СССР Шуленбургу: "Мы определённо рассчитываем окончательно разгромить польскую армию в течение нескольких недель. Затем мы будем удерживать под военным контролем ту территорию, которая была определена в Москве как сфера германских интересов. Пожалуйста, немедленно обсудите это с Молотовым и выясните, не считает ли Советский Союз желательным, чтобы русские вооружённые силы выступили в соответствующий момент против польских вооружённых сил в районе сферы русских интересов и со своей стороны оккупировали эту территорию".
Шуленбург отправил ответ Молотова 5 сентября 1939 года: "Мы согласны с вами, что в подходящее время нам будет совершенно необходимо начать конкретные действия. Мы считаем, однако, что это время ещё не наступило".
Только в ночь с 6 на 7 сентября Советское военное командование объявило учебные сборы в семи военных округах, а развертывание полевых управлений Белорусского и Киевского особых военных округов в Белорусский и Украинский фронты началось 11 сентября. Директива о вступлении Красной армии на территорию Польши за подписью наркома обороны Ворошилова и начальника Генштаба Шапошникова была отправлена в войска 14 сентября 1939 года.
Из этих фактов видно, что ни о каком совместном нападении СССР и Германии на Польшу речи не шло. Советский Союз не вмешивался в происходящее до тех пор, пока сохранялись хотя бы малейшие шансы на то, что Польша сумеет продолжить борьбу, либо на то, что Франция и Великобритания начнут полномасштабные действия против Германии.
К середине сентября 1939 года стало понятно, что Польша проиграла вчистую, а Великобритания и Франция лишь обозначили участие в конфликте. И здесь уже дальнейшее промедление означало бы выход вермахта к советской границе и установление Германией контроля над Западной Украиной и Западной Белоруссией.
Начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Франц Гальдер писал в своем дневнике о том, что в эти дни в Берлине серьезно прорабатывали план создания "независимой Западной Украины", во главе которой должны были встать находившиеся под контролем немецкой разведки украинские национал-шовинисты. Марионеточная "Западная Украина", выдвигающая от своего имени притязания на территории Украинской ССР, становилась бы отличным заделом для развязывания военного конфликта с Советским Союзом.
В три часа утра 17 сентября 1939 года заместитель наркома иностранных дел СССР Потемкин зачитал ноту послу Польши в СССР Гржибовскому: "Польско-германская война выявила внутреннюю несостоятельность польского государства. В течение десяти дней военных операций Польша потеряла все свои промышленные районы и культурные центры. Варшава как столица Польши не существует больше. Польское правительство распалось и не проявляет признаков жизни. Это значит, что польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили своё действие договора, заключенные между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам. Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными. Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Одновременно советское правительство намерено принять все меры к тому, чтобы вызволить польский народ из злополучной войны, куда он был ввергнут его неразумными руководителями, и дать ему возможность зажить мирной жизнью".
Перечитайте эту ноту и попробуйте найти здесь хоть слово, не соответствующее действительности. В тот день, когда Красная армия вступила на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, правительство Польши пересекло польско-румынскую границу. Президент Польши Игнаций Мосицкий в этот день в обращении к народу заявлял о попрании Советским Союзом моральных норм и в то же время сообщал о переносе своей резиденции "на территорию одного из наших союзников". Как видно, польские политики прямо-таки горели желанием сражаться за Родину до последней капли крови.    


Что касается действий Красной армии, то вот что об этом писал начальник Генерального штаба Войска Польского Вацлав Стахевич: "Войска дезориентированы поведением большевиков, потому что те в основном избегают открывать огонь, а их командиры утверждают, что они пришли на помощь Польше против немцев. Советские солдаты в массе своей не стреляют, к нашим относятся с демонстративной симпатией, делятся папиросами и т. д., всюду повторяют, что идут на помощь Польше".
Советские войска вступали в бои только там, где поляки сами навязывали бой. Особенно активными в этом были пограничные части и подразделения польской жандармерии, куда набирали контингент с наиболее жесткими антисоветскими настроениями.
Военная операция была в целом завершена к 29 сентября. В результате под контроль СССР перешла территория площадью 196 тыс. км² (50,4 % территории Польши) с населением около 13 млн человек, практически полностью находящаяся в границах "линии Керзона", рекомендованной в 1918 году Антантой в качестве восточной границы Польши. Территория Виленского края вместе с Вильно была передана Литве согласно "Договору о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой", подписанному 10 октября 1939 года. Территории, относимые СССР к Западной Украине и Западной Белоруссии, в результате организованного при участии советской стороны народного волеизъявления были присоединены к УССР и БССР в ноябре 1939.
Таким образом, перед началом войны между Германией и СССР войска РККА были выдвинуты на позиции, удалённые на 200-300 км от оборудованных для обороны, с низкой пропускной способностью сети транспортных коммуникаций и отсутствием необходимой военной инфраструктуры (аэродромы, топливохранилища, склады), отвечающей условиям современной для того периода войны. То есть, задача максимально отодвинуть на запад линию фронта предстоящей войны была выполнена. Но это не отменяет того факта, что Красную Армию Западная Украина и Беларусь действительно встречали цветами.
Дело в том, что гарантии "лицам русской, украинской и белорусской национальностей свободного развития культуры, языка и выполнение религиозных обрядов", которые обещало польское правительство, согласно Рижскому договору 1921 года, так и остались на бумаге. А на деле территории, заселенные украинцами и белорусами, превратились в заповедник бесправия. Для полонизации инородцев Варшава использовала широкий спектр инструментов: культурная дискриминация, переселенческая политика, борьба с православием. На Западной Украине новоявленные колонизаторы получили жесткий ответ в виде националистического террора. Пожалуй, самый яркий эпизод этой борьбы - убийство в 1934 году министра внутренних дел Польши Перацкого. Поляки, в свою очередь, с противниками режима тоже не церемонились. Добиться ассимиляции белорусов и украинцев Варшава не смогла (или не успела). Зато настроила против себя коренное население Западной Украины и Беларуси, которое в 1939 году с облегчением скинуло с себя польское иго.    


Поэтому если говорить о реакции населения Западной Украины и Западной Белоруссии, то сохранившиеся свидетельства позволяют однозначно утверждать - их встречали как освободителей. Более того, новости о том, что Красная армия пересекла границу, вызвали волну антипольскимх выступлений, самым крупным из которых стало Скидельское восстание.
В течение двух дней революционный комитет в городе Скиделе вел бои с польскими подразделениями. 19 сентября из Гродно в Скидель на подавление восстания был направлен эскадрон польских улан при поддержке пехоты, который учинил чудовищную расправу. В отчете заместителя прокурора Белорусской ССР Гинцбурга по итогам расследования событий в Скиделе, в частности, говорилось: "Во время подавления восстания карателями были зверски убиты 29 партизан, причем сам факт убийства сопровождался беспримерными издевательствами. В частности, партизанам выкалывали глаза, вскрывали жилы, вырывали языки, ломали конечности, рубили на мелкие части". Остановил карательную акцию подход частей Красной армии. Польские жандармы, участвовавшие в этом преступлении, впоследствии были осуждены и расстреляны. Теперь в современной Польше они проходят как "жертвы сталинского режима".    
Важно отметить - ни одно государство, включая Францию и Великобританию, после освободительного похода РККА войны Советскому Союзу не объявляло. До Москвы было доведено, что ничего крамольного в проведенной операции западные державы не видят. Черчилль в своей речи 1 октября 1939 года заявил: "То, что русские армии должны были встать на этой линии, было совершенно необходимо для безопасности России против нацистской угрозы. Как бы то ни было, эта линия существует, и создан Восточный фронт, который нацистская Германия не осмелится атаковать".
Второй важный момент. Вспомните, чем заканчивалась советская нота от 17 сентября: "Советское правительство намерено принять все меры к тому, чтобы вызволить польский народ из злополучной войны, куда он был ввергнут его неразумными руководителями, и дать ему возможность зажить мирной жизнью".
Все было исполнено в точности. Независимость Польши была восстановлена советскими войсками спустя пять лет. Более того, по итогам войны территориальные потери Польши на востоке были щедро компенсированы передачей экономических развитых районов Восточной Пруссии на западе.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

В курятнике английского фермера нашли Jaguar 1958 года выпуска Назван самый главный признак успешных отношений Подборка интересных и веселых картинок 29.12.20 Автор знаменитого косплея персонажа из «Южного Парка» скончался от осложнений коронавируса 10 фильмов-антиутопий об устройстве мира, в котором мы ни за что не захотели бы жить Халтурщики от бога Люди показывают рождественские подарки, которые их по-настоящему порадовали Чем перфекционисты отличаются от других людей? Реставрация старой сковородки Послеполетное состояние астронавтов Аполлона как  Влетел в столб и прилёг отдохнуть Краса России 2022