Легендарный создатель истребителей Як - Александр Яковлев вспоминал как над его головой в 1944 году сгустились тучи и одно-единственное фото помогло радикально изменить мнение товарища Сталина. Эта фотография не только спасла Яковлева от опалы, но и весьма неожиданно помогла карьере авиаконструктора.
В 1943 году Яковлев активно работал в своем КБ по созданию более маневренного современного истребителя, получившего впоследствии индекс Як-3. При этом конструктор был вынужден совмещать это с работой в наркомате авиационной промышленности.
Завистники, конструктора, проекты которых были обойдены вниманием, засыпали наркомат и Политбюро жалобами на Яковлева. Якобы, авиаконструктор использовал свое административное положение, чтобы проталкивать самолеты своей конструкции и "зажимал конкурентов" из других КБ.
Як-3 создавался без заказа ВВС, в инициативном порядке. Конструктор рассчитывал, что когда войскам дадут готовую машину с превосходными характеристиками, фронтовые части от нее не откажутся.
Действительно, советские воздушные асы новый истребитель оценили по достоинству. В основе конструкции лежала хорошо знакомая военным летчикам машина Як-1. При этом новый самолет превосходил своего предшественника на порядок.
Конструкторам удалось значительно уменьшить взлетный вес самолета более чем на 300 килограммов. Самолет вышел легче самых передовых истребителей Германии того времени. Это давало очень солидный запас по маневренности в бою.
Кроме того, за счет уменьшения плоскостей самолета и улучшения аэродинамической схемы машины удалось при том же двигателе значительно увеличить скорость истребителя. Получилась грозная боевая машина, с которой непросто было соревноваться даже асам Геринга.
Самолет, пусть и не вполне легально, без полного долгого цикла государственных испытаний, но пошел в серию для фронтовых частей. Недоброжелатели Яковлева тотчас принялись строчить кляузы в ЦК.
Авиаконструктора вызвали в Кремль, в кабинете Сталина его встречала целая комиссия из представителей наркомата и армейских начальников. Вождь принялся зачитывать вслух письмо, о том, что Яковлев поставляет в войска негодные самолеты, опытные экземпляры, как следует не испытанные. Фактически, конструктора обвиняли в прямом вредительстве.
Яковлев выслушал тяжелые обвинения и тут ему пришла светлая мысль, рука сама потянулась к нагрудному карману гимнастерки. Там лежали несколько писем от фронтовых летчиков с замечаниями создателю самолета о том, как воюется на новой машине.
Яковлев протянул вождю фотографию, присланную ему нашим выдающимся летчиком, дважды Героем Советского Союза капитаном Луганским. На фото летчик стоял, облокотившись на крыло своего Як-3. Весь борт боевой машины покрывали небольшие пятиконечные звездочки - по числу сбитых в бою фрицев.
Луганский - личность легендарная. Воевать начал еще в советско-финскую, был сбит и пришлепал босиком по снегу к своим (унты сорвало при парашютировании). Дважды в воздушных боях, когда заканчивались патроны, таранил вражеские самолеты винтом. Оба раза успешно срубал врагу стабилизаторы и сваливал противника на землю.
После войны Луганский напишет воспоминания "На глубоких виражах", которые лягут в основу культового фильма "В бой идут одни старики".
Сталин поднес фотографию к свету, сощурился и слегка шевеля губами принялся считать звездочки на истребителе:
- Знаете, товарищи, а ведь товарищ Яковлев нас побил! Есть у него оправдания на наши обвинения. Двадцать четыре крепких оправдания!
Вождь повернулся к авиаконструктору, твердо пожал ему руку и сказал:
- Нужно бы и Вам за такую работу добавить "звездочек на борта". Поздравляю, товарищ Яковлев, с присвоением звания генерал-лейтенанта!
Так без единого слова конструктора в защиту собственной разработки разрешились все жалобы и обвинения в адрес нового самолета.
Капитан Луганский завершил свою боевую карьеру в Берлине, в 1945-м. Количество звездочек на бортах значительно прибавилось. За годы войны он почти четыреста раз вылетал на боевое дежурство, сбил сорок три вражеских самолета.