Мелодрама режиссёра Бориса Дурова "Не могу сказать „прощай"" вышла на экраны страны в 1982 году и сразу вырвалась в лидеры отечественного проката, заняв в нём 4-е место - картину посмотрели почти 35 миллионов зрителей. Драматическая история любви и предательства запала людям в душу. Эту ленту с почти 40-летней историей по-прежнему смотрят и любят зрители.
Но так случилось, что для самих актёров, исполнивших главные роли, фильм "Не могу сказать „прощай"", по сути, стал вершиной карьеры. И подобных популярных ролей больше не было, несмотря на то, что их путь в кино только начинался.
Мелодрама от создателя "Пиратов XX века"Борис Дуров - автор главного советского боевика "Пираты XX века", завоевавший экраны в 1979 году. Его фильм в год выхода посмотрели 87,6 миллионов зрителей - вечный абсолютный рекорд кинопроката Советского Союза.
От режиссёра конечно же ждали не менее головокружительного продолжения в духе "Пиратов...", но вместо этого Борис Дуров взял в работу сценарий о провинциальном красавце, который проходит мимо настоящей любви и преданности - спутников счастья - , отдавая предпочтение внешней привлекательности.
Как пояснял сам режиссёр, после истории о "добре с кулаками" ему хотелось рассказать людям о всепобеждающей силе любви, способной преодолеть все преграды. До этого Дуров много лет работал на различных студиях страны, снимая картины в разных жанрах.
"Король танцплощадки"Изначально Дуров собирался пригласить на главную мужскую роль звезду "Пиратов..." Николая Ерёменко-младшего, но быстро отказался от этой идеи - популярность артиста тогда была просто сумасшедшей - и сам Ерёменко уже мог затмить образ экранного героя. И потому Дуров решил на этот раз на роли
трёх главных персонажей пригласить актёров, ранее не имевших заметных работ в кино.
Уроженец Свердловска Сергей Варчук к тому времени был студентом выпускного курса Школы-студии МХАТ. За плечами Сергея были попытки стать военным моряком, инженером-кораблестроителем, физиком, затем срочная служба в армии. А посему 25-летний начинающий актёр был не робкого десятка и с порога заявил Дурову, что герой ему не больно-то нравится, потому что "похож на какого-то короля танцплощадки".
"Именно так изначально и называлась рабочая версия сценария", - не моргнув глазом, ответил Дуров. Варчук ему сразу понравился: он отлично вписывался в амплуа самоуверенного красавца, который "щёлкает девчонок, как орехи".
Как признавался сам Сергей Варчук, ему потребовалась специальная подготовка: "Я месяц ходил в Институт спинномозговой травматологии, наблюдал за больными, общался с ними. Несколько уроков резьбы по дереву взял, чтобы в кадре правильно держать инструмент. Точно так же на коляске пробовал кататься, чтобы достаточно лихо с ней управляться. Да и деревья пилить сами учились в леспромхозе, где снимали эти сцены. Нам специально выделяли деревья, которые можно было валить, и мы старались правильно это делать. Поэтому фильм получился правдоподобным".
Марта со знаком минусНа съёмках Варчук слегка хулиганил и задирался, входя в образ. Чем очень смущал свою партнёршу Татьяну Паркину. Выпускница ВГИКа и способная певица, она имела за плечами несколько ролей в кино, однако все они были скорее проходными. Паркина засветилась даже комедии Георгия Данелия "Мимино" - играла там красавицу-стюардессу, которую, в отличие от Ларисы Ивановны, Кикабидзе "не хотел".
В мелодраме "Не могу сказать „прощай"" Татьяне досталась роль Марты, белокурой расчетливой красотки, которая женит на себе главного героя.
После картины актриса стала узнаваемой, но со знаком минус: Марту, бросившую молодого мужа, ставшего инвалидом после несчастного случая, возненавидела вся страна. Правда, изначально её образ не был таким однозначным, но, к ужасу Паркиной, режиссёр по требованию худсовета убрал из окончательной монтажной версии почти все сцены, где Марта выглядела человечной.
Сценарий предполагал и эротические сцены с участием Варчука и Паркиной - ведь они играли молодожёнов. Конечно, по меркам современного кино, где порой доходят до непристойной вульгарности, они были невероятно целомудренными. Однако, Татьяну, только вышедшую замуж и приехавшую на съёмки вместе с мужем, они вгоняли в краску. Тем более, что Сергей Варчук, считавший партнёршу очень привлекательной, всё время пытался обнимать Татьяну по-настоящему, чем ещё больше смущал её. И тогда Борис Дуров с режиссёрского кресла грозно кричал: "Руку на одеяло!"
Впрочем, назвать атмосферу интимной было сложно: сцену снимали не в доме, а на специально построенном помосте с двумя стенами и под открытым небом. Так что свидетелями "киноинтима" становились проходящие мимо местные жители.
Настоящая русская женщинаГлавные симпатии, разумеется, достались скромной Лиде, которая своей любовью и прощением возвращала брошенного супругой возлюбленного к жизни.
Эта роль досталась выпускнице Школы-Студии МХАТ Анастасии Ивановой. Дебютантка справилась блестяще, создав образ настоящей русской женщины: нежной, хрупкой, и в нужный момент готовой и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти, и пожертвовать всем ради спасения любимого. Её Лида словно взяла лучшие черты женщин предыдущих поколений, которые ждали мужей с войны, работая до седьмого пота, или становились сёстрами милосердия.
Пасьянс Дурова сложился, картина получилась душевной, настоящей, без пафоса и держала до последнего кадра. Любого "сухаря" пронимала последняя сцена, где герой Варчука, выкрикивая имя любимой, вскакивал с инвалидной коляски.
Варчуку, Ивановой и Паркиной прочили статус суперзвёзд советского кино, но всё сложилось иначе.
Погибла от руки убийцыАнастасии Ивановой мелодрама "Не могу сказать „прощай"" принесла не только известность, но и любовь: прямо на съёмочной площадке у неё начался роман с молодым актёром Борисом Невзоровым. Вскоре Анастасия и Борис поженились, у пары родилась дочь, которую назвали Полиной.
Через год Анастасию пригласили в 4-серийную военную драму "Батальоны просят огня" на роль медсестры Шуры, и она уже успела сняться в нескольких сценах, но в последний момент режиссёр неожиданно решил заменить её другой исполнительницей (в фильме эту роль сыграла Елена Попова).
"Для неё это была большая трагедия. Она её подкосила", - рассказывал впоследствии Невзоров.
Перестройка пагубным образом сказалась на так великолепно начинавшейся карьере актрисы. Для нового российского кино про "интердевочек" и любовниц воров в законе, скромное внешнее обаяние Ивановой пришлось не ко двору, и режиссёры её попросту отвергали.
В начале 1990-х Борис Невзоров решил попробовать себя в качестве режиссёра и в свой дебютный фильм на одну из главных ролей пригласил жену. Но, увы, до премьеры фильма Иванова не дожила.
Вечером 3 июня 1993 года муж, вернувшись домой, обнаружил Анастасию мёртвой. "Я толкнул дверь в квартиру. Было темно. И буквально натолкнулся... нашёл в темноте Настю. Какой-то ужас обуял. Не помню, что я орал, что я кричал..." - вспоминал Борис Невзоров.
Сотрудники милиции установили, что убийца нанёс 34-летней актрисе два ножевых ранения, а затем задушил. Из квартиры пропали старый видеомагнитофон и несколько дешевых колец. Расследование показало, что убийство произошло буквально за полчаса до возвращения Бориса. Анастасия явно знала убийцу, и не опасаясь, пустила в квартиру. На столе даже было приготовленное на скорую руку угощение.
Через некоторое время в картотеке удалось найти отпечатки, идентичные оставленным убийцей. Они принадлежали ранее судимому Сергею Пересветову. Этот человек был неравнодушен к театру, имел знакомства в актёрской среде, в том числе и с партнёром Ивановой по фильму "Не могу сказать „прощай"" Александром Савченко (в картине он играл трусливого директора лесохозяйства). Актёр умер за три года до описываемых событий, и Пересветов, очевидно, явился в дом к Ивановой под предлогом поминок общего знакомого. Изначально ли задумывалось нападение или это был безумный порыв преступника, неизвестно. Когда оперативники вышли на Пересветова, того уже не было в живых: его самого убили в бытовой драке. Хотя упорно ходили слухи, что кто-то отомстил ему за убийство Анастасии Ивановой.
Зависть боговТатьяна Паркина в 1980-х снималось активно: "Аплодисменты, аплодисменты", "Капитан „Пилигрима"", "Крик дельфина". Потом была длительная пауза, и только в 2000 году Владимир Меньшов пригласил её в картину
"Зависть богов".
Как уже говорилось, Татьяна, помимо актёрского таланта, обладала незаурядными вокальными данными, и в девяностые она вернулась на эстраду. Правда, и на этом поприще добиться большого успеха ей не удалось. После "Зависти богов" Паркину стали приглашать на съёмки в сериалах, в рекламе, но всё это были очень незначительные работы.
После 2006 года актриса ушла из профессии, сосредоточившись на семейной жизни, где всё было хорошо: любящий муж, взрослая дочь, также выбравшая актёрскую стезю. В немногочисленных беседах с журналистами Татьяна рассказывала, что кино не отпускает и она хотела бы ещё сыграть, но только такую роль, в которой у неё будет возможность раскрыться по-настоящему.
Увы, это осталось последней мечтой актрисы. 6 мая 2020 года Татьяна Паркина скончалась после тяжёлой продолжительной болезни в возрасте 68 лет.
Герой одной ролиУ Сергея Варчука карьера сложилась наиболее удачным образом. Снимался он много, в том числе и в главных ролях (за роль разведчика в военной драме 1985 года "Тайная прогулка" даже был награждён премией КГБ СССР). Актёр снимался в таких известных фильмах и сериалах, как "Следствие ведут знатоки", "Михайло Ломоносов", "По прозвищу Зверь", "Графиня де Монсоро" и других, много работал на телевидении, озвучивал зарубежные фильмы (его голосом говорили Том Круз и Кевин Костнер).
Однако и по сей день, беседуя с 64-летним Сергеем Варчуком, журналисты всё время возвращают его к мелодраме "Не могу сказать „прощай"". Что ж, в актёрском цеху не всем так везёт: кого-то после смерти вспоминают просто как одного из тысяч участников бесконечных "Улиц разбитых фонарей".
Режиссёр Борис Дуров снял ещё несколько картин, однако до уровня своих хитов "Пираты XX века" и "Не могу сказать „прощай"" они не дотягивались. В девяностые он почти не снимал, а в 2002 году напомнил о себе сериалом "Тайный знак", посвящённым проблеме вовлечения подростков в тоталитарные секты. Одну из главных ролей в этом сериале сыграл Варчук.
Увы, развить свой успех Дуров не успел. Во второй половине 2000-х он начал болеть, а вскоре у него случился инсульт, от последствий которого он так и не оправился. Борис Дуров ушёл из жизни в апреле 2007 года, ему было семьдесят.