Дикие котики грациозны, сильны, умны, красивы и вызывают уважение и вежливое нежелание познакомиться поближе. Домашние котики грациозны, умны, краси... Мда... Не зря говорят, что кошку сделали домашним животным, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить. А что делать котику, который ну, грациозен, ладно, но не так чтоб очень красив? Правильно, брать, так сказать, умом, сообразительностью и напористостью.
Вот примерно так наш сегодняшний герой и поступает. Да он (или она) - кошка. Но не простая. Ее полноправно можно назвать парадоксом кошачьего племени. Она - бунтарь, по сравнению с которым призывы любых революционеров к анархии кажутся детским лепетом. Правила - не для нее, причем это касается в ней всего: от носа до хвоста, от генетики до характера.
Итак, встречаем кошку, непохожую на кошку -
ягуарунди.
Нет, это не ягуар, которого произнесли на итальянский манер: "Синьор Ягуарунди, ваша паста!" Да вы и сами видите, что с ягуаром эту красавицу можно спутать только с большого похмелья и в полной темноте... А что вы так смотрите?.. В смысле, где кошка? Вот!.. Да, уверены. Да, точно кошка. Не куница, не виверра и не мангуст. И не... Сами вы выдра!
Ягуарунди действительно обладает весьма специфической внешностью: тело длинное (75-80 см), голова маленькая, уши круглые, морда приплюснутая, короткие ноги и длиннющий хвост. Пародия на кошку, одним словом. Но если увидишь такую "пародию" в деле, охота шутить сразу отпадет и станет ясно, почему ягуарунди еще называют "мини-пумами". Они и вправду в прямом родстве с этими роскошными красавицами (как некрасивая сестра главной героини американского ситкома), но вот с генетической родословной ягуарунди связана одна загадка, над которой бьется не одно поколение ученых.
Нигде, кроме Южной Америки, эти вытянутые в длину котейки не водятся. И, по идее, по хромосомному составу от других малых кошек упомянутого континента отличаться не должны, и тем не менее! У европейских кошек 38 хромосом. Вы ведь все это знали, правда? А у американских - 36. Но ягуарунди и тут надо было выпендриться и отхватить себе лишнюю парочку хромосом, мол, чем я хуже этих старосветских фиф!.. Может, от этого она так странно и выглядит? Но это уже авторские фантазии.
У ягуарунди 38 хромосом!Всего насчитывают восемь подвидов ягуарунди, а вот с видовым делением киса ученых опять-таки долго водила за нос. Уж больно резко они различаются окрасом, поэтому их долгое время на полном серьезе делили на два вида: рыжих эйра и пепельно-серых ягуарунди, пока не обратили внимания, что в одном помете котятки могут попадаться вполне себе разномастные. Тогда ученые утерли пот со лбов, забили на деление и оставили один вид.
Окрас у ягуарунди на фоне остального кошачьего племени тоже необычный - без примесей светлых оттенков - они окрашены вполне себе равномерно. В принципе это логично для существа, которое предпочитает охотиться в густой растительности. Но ягуарунди не была бы ягуарунди, если бы и тут не выступила в качестве протестного электората респектабельным повадкам остальных кошачьих. Охотиться ночью? Нет, уж днем! Нам скрывать нечего!.. Ну, кроме своей добычи от других хищников, которые ночные. Стелиться по земле, сидя в засаде? Фигушки, мы часами будем сидеть столбиком на хвосте! И не важно, что так сидят суслики! И суррикаты... И... Короче, все равно не пойдем на поводу у большинства!
Кстати, охотятся ягуарунди на всё. Вот вообще. Но одно условие - это "всё" по весу не должно превышать примерно килограмм - тяжелее им не утащить. А все, кто ниже этого порога становятся добычей не по росту агрессивных котиков. Они даже птиц свистом приманивают! Могут воспроизводить, так сказать, звуки леса. Не на уровне попугаев, конечно, но птицы вполне себе ведутся.
В общем, с учетом того, что ягуарунди и плавают прекрасно, и прыгают высоко, и фруктиками не брезгуют, и на фермы отлично забираются - рацион у них разнообразный, обширный и питательный.
С фермами, кстати, отдельная песня. С одной стороны, считается, что благодаря таким универсальным охотничьим навыкам коты с телом такс были едва ли не первыми изо всех прирученных домашних кошек в истории, а с другой - в современных хозяйствах против ягуарунди развернута настоящая борьба.
Вероятно, в южноамериканском фольклоре по аналогии с нашими русскими сказками доверчивых петушков и курочек утаскивала бы вместо лисицы именно ягуарунди. Труженики птицеводства, как вы понимаете, от этого не в восторге, вот и гоняют наших анархисток, как могут. Правда, не очень успешно.
Территорию влияния ягуарунди делят и держат строго, охраняя свои границы, и оставляя на окрестных деревьях девиз: "Враг не пройдет!" В период размножения девиз этот, правда, меняется на: "Ягуарунди всей Америки, совокупляйтесь!" Но за истинных спортсменок и просто красавиц у самцов бои идут не на жизнь, а на смерть.
Могут они и избранницу слегка погрызть в порыве страсти - куснуть за загривок - вообще обычное дело. Котята ягуарунди готовятся к нелегкой жизни и борьбе смолоду, уже к трем месяцам они обучаются навыкам охоты, а следовать второму девизу начинают после двух с половиной лет.
Природных врагов у ягуарунди немного, в основном, более крупные хищники, от которых умная сарделька предпочитает удирать, нежели связываться. Да и вообще вымирание им не грозит и даже особая охрана не требуется. Ягуарунди - процветающий вид, существующий в гармонии с природой и самим собой, что доказывает, что для обладания вышесказанным не обязательно обладать выдающимися внешними данными. Главное - это волевой характер.