8 октября 2020 года в 13:26

Откровения ночного сторожа на кладбище

Ночное кладбище - очень тихое место. Если бы не бегающие рядом собаки, то, пожалуй, здесь почти всегда идеальная тишина.
Я не испытываю страха перед мертвецами и не испытывал его никогда. Ну, тело и тело. По-моему, бояться следует живых людей.
Работа на кладбище тяжела не только физически, но и морально, поскольку не каждый способен спокойно относиться к умершим. Поэтому у всех, кто хочет сюда устроиться, обязательно интересуются, боятся ли они мертвецов.
Пару лет назад был случай. Пришел устраиваться парень, рассказал, что трупы его вообще не смущают. Оставили дежурить на ночь. А с утра еле достучались - он закрылся в сторожке на все замки. Лишь когда рассвело, выскочил оттуда с заплаканными глазами. Стал кричать, что всю ночь не спал, и сразу же уволился.
Подобных случаев на кладбище хватает: люди говорят, что не боятся умерших, а когда у трупа нужно поправить ноги или повернуть голову, начинаются проблемы.
Все мои знакомые, зная про ночные дежурства на кладбище, в один голос говорят, что не смогли бы здесь работать ни за какие деньги.

За все время своей работы на кладбище не видел ни одного привидения. Более того, ночью на погосте спится замечательно и очень спокойно.
По инструкции, ночной сторож должен делать обход раз в несколько часов, чтобы с кладбища ничего не похитили. Можно сказать, что единственная нечисть, с которой я сталкивался, - это воры.
Пару лет назад поймали парня, кравшего по ночам из церкви деньги, которые оставляли в качестве пожертвований.
Бывает, что пытаются украсть металлические кресты. Иногда уносят венки, но для чего они могут понадобиться людям?
Кроме ночных дежурств, я также работаю копателем могил.
Легче всего хоронить бабушек, у нас их называют "сушечки", поскольку в основном они маленькие, сухие и легко помещаются в стандартный гроб.
Бывали случаи, когда человека кладут в стандартный гроб заподлицо, а крышка закрыться уже не может - мешает макушка. Тогда после прощания и перед тем, как закрывать крышку, всяческими методами пытаемся наклонить голову покойника. Поскольку к этому времени тело коченеет, процедура выглядит как удары по голове - надо же хоть как-то ее наклонить. Затем, пока родственники не видят, крышку закрываем, и гроб несем закапывать.
Выкопать могилу - целое искусство. Это не просто яма, это - художественно оформленная яма. На землю кладется трафарет, в соответствии с которым выкапывают первый слой земли на "глубину одной лопаты". Затем стены выравнивают по периметру. Углы ямы должны быть четкими, стенки - прямыми. И как только первый слой доводят до совершенства, яму углубляют на "высоту еще одного штыка лопаты". Снова ровняют. И так продолжается, пока не достигнут глубины 1,20 метра. На выкапывание могилы отводится не более двух часов, но лучше - быстрее.
Закапывать гроб тяжело, ведь рабочим нельзя отдыхать, поскольку на них в это время смотрят родственники усопшего. Вся процедура похорон - строго регламентированное мероприятие.
Самое страшное - уронить гроб, поскольку потом не всегда можно положить покойника обратно. Хорошо, если хороним какую-нибудь сухонькую бабушку, которая помещается в гроб с запасом, но если человека положили туда, скажем так, строго в размер, то второй раз его там разместить тяжело. Уронить гроб - это ЧП.
Вот был случай два года назад. Тогда один из рабочих выронил гроб, где лежал рослый человек. Родственники были шокированы: мало того, что уронили гроб, так еще рабочие не смогли поместить покойника обратно с первого раза. Стоит ли говорить, что провинившегося уволили в тот же день.
Несмотря на приобретенное на работе довольно циничное отношение к смерти, мы близко к сердцу принимаем похороны детей и молодежи. Понимаете, когда хоронят пожилых людей, то это, в принципе, естественно. Но когда смотришь на молодого парня, девушку или, не дай Бог, ребенка в гробу, то мозг отказывается это принимать.
Иногда детские гробики к могиле несут родители, поскольку те бывают такими маленькими, что помещаются под мышкой.
По моим наблюдениям, во время процедуры прощания родственники начинают рыдать, в основном, когда гроб закапывают, видимо, только тогда осознают, что человека не вернешь.
Кладбищенские работники не голодают даже в середине месяца между зарплатами: родственники всегда приносят на могилы продукты и конфеты, которые многие из нас забирают себе. Дело в том, что еда со временем портится, а конфеты растаскивают местные собаки, потом приходится собирать по всему кладбищу бумажки. Мы стараемся, чтобы на могилах ничего не залеживалось.
Особенно сытое время - Радуница [День всеобщего, то есть "вселенского", общецерковного поминовения усопших], тогда работники выносят продукты с кладбища пакетами.
Поначалу, конечно, было не по себе есть такие продукты, но сейчас я отношусь к этому спокойно. Тем более по традиции еду оставляют и для работников кладбища, чтобы те следили за могилами.
Несмотря на расхожее выражение, что смерть всех уравнивает, кладбище - одно из немногих мест, где бросается в глаза социальное неравенство между людьми. И это видно не только по разнице в надгробных памятниках, стоимость которых может доходить до десятков тысяч долларов, но и в том, что некоторые родственники готовы платить большие деньги работникам, чтобы те ухаживали за могилами, хотя немало и таких, кто хоронит близких и забывает о них навсегда.
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Хотел как лучше, а получилось как всегда Теория и практика Приоритеты Укол Ещё раз про тёщу Две истории из адвокатской практики Теперь я знаю, как это происходит Да здравствует великая русское языка! Звонок с номера 495 252–69–13 Главное ребята – перцем не стареть Не совсем то, что я имел в виду...