В древние времена обычай жертвовать свою дочь могущественному божеству был очень распространен. О тех временах нам напоминают сказки и легенды, в которых девушек отдают на съедение драконам или в услужение магам. Как ни странно, но подобная практика существует сегодня и для некоторых народов Африки является обычным делом.
Храмовые рабыни "трокоси"
Обычай "трокоси", история которого насчитывает не одну тысячу лет, основан на том, что семья передает маленькую, ничего не подозревающую девочку в полное распоряжение служителей культа. Ребенок находится в положении раба и выполняет все прихоти своего хозяина, в том числе сексуальные.Для одних девочек такое "послушание" заканчивается через несколько лет, а для других оно растягивается на всю жизнь. В любом случае судьба женщины, которую в детстве отдали в храм, оказывается трагической - психологическая травма, полученная в результате подобного рабства, накладывает отпечаток на всю жизнь.
Жрец одного из языческих храмов Ганы принимает посетителей
Как ни странно, но наиболее распространен обычай "трокоси" в Гане, наиболее передовой и динамично развивающейся страной Западной Африки. Из 30 миллионов жителей этой республики 22 миллиона исповедуют христианство, 5 миллионов ислам, а оставшиеся жители, которых едва наберется 5%, сохранили приверженность к своим традиционным, языческим верованиям.
Большая часть людей, сохранивших веру в местных богов, проживают на юго-востоке страны в деревнях, которые удалены от цивилизации. В основном это представители многочисленного народа эве, который также населяет южные районы соседних Бенина и Того.
Власть государства тут формальна и всем заправляют старейшины, колдуны и жрецы. Местные жители твердо уверены, что человек, совершивший неправедные поступки, непременно будет покаран всевидящими многочисленными божествами и свою вину можно искупить лишь солидной жертвой.
В удаленных от городов районах Ганы жрецы имеют огромную власть над людьми, манипулируя им при помощи суеверий
Для того чтобы наказать кого-то за подлость, оскорбление или нанесение материального ущерба, представители народа эва идут в языческий храм и просят богов вмешаться в ситуацию. Божества карают за неблаговидные поступки болезнями, падежом скота, отсутствием везения или даже смертью. При этом гнев высших сил изливается не только на виновника, но и на всю его семью или даже целый род.
Народ эва очень суеверен и привык видеть проклятия и происки недоброжелателей в любой неприятности, начиная от небольшой бытовой травмы и заканчивая исчезновением каких-то личных вещей. Чтобы выяснить причину возникновения тех или иных проблем, жители деревень отправляются к служителям культа.
Те доходчиво объясняют, что беды свалились на род из-за некоего недостойного поступка их родственника и этот грех нуждается в срочном искуплении. Чтобы исправить ситуацию, обычно предлагают оставить в услужение богам девочку, которой и предстоит отдуваться за поступки родственников.
Побои и издевательства - обычное дело для храмовых рабынь Ганы
В самом слове "трокоси" заложена суть этого отвратительного явления. Слово "тро" на языке эва означает "божество", а "коси" можно перевести как жена или наложница. Впрочем, часто этим термином обозначают рабыню, что больше всего подходит к подобному случаю.
Жрецам в храм принято отдавать не просто девственницу, а ребенка. Некоторые девочки становятся "трокоси" в 5−6 лет. Гораздо реже в религиозное рабство попадают девушки, а еще реже - взрослые женщины, имеющие собственных детей.Выбор человека, которому предстоит искуплять грехи семьи остается за старейшинами рода. При выборе кандидата тот факт, что он не имеет к совершенному проступку никакого отношения не играет ни малейшей роли. Более того, если ребенок сбежит из храма или умрет, снова собирается совет и семья отправляет жрецам новую жертву.
Прибывшие в храм рабыни проходят особый ритуал - у них отбирают одежду и украшения и заставляют лечь на землю. Этот нехитрый обряд означает отречение от прошлой жизни и полный переход в собственность богов и их похотливых и жадных жрецов.
Общество не принимает назад освобожденных из рабства девушек
После этого девочка-"трокоси" получает вместо одежды кусок тряпки, который отныне и будет составлять ее гардероб. Новая рабыня тут же привлекается к тяжелой работе на фермах, принадлежащих жрецам и их родственникам. Отныне ее удел постоянно угождать хозяину, чтобы избежать побоев, унижений и голода.
Когда девочка достигает половой зрелости, служители культа вступают с ними в половую связь. Это необходимо для того, чтобы закрепить ритуал очищения от грехов. Отказать нельзя - это чревато побоями и серьезными лишениями. С момента потери невинности рабыни полностью обслуживают в сексуальном плане жрецов, их помощников, а иногда и многочисленных родственников.
В среднем за время такого "служения" храмовая наложница обзаводится 4−5 детьми. Они сразу же после рождения становятся собственностью храма и полноценными рабами на всю жизнь. Таким образом, количество "трокоси" постоянно растет и без вмешательства извне проблему решить невозможно.
Жрец и его юные подопечные во время религиозного праздника
Девушки, которым повезло сбежать из храма или которых освободили из рабства власти, рассказывают о своей жизни ужасные вещи. Наложницы живут в ужасных условиях и безжалостно эксплуатируются хозяевами.
Одна из девушек по имени Энионам Тордзо попала в рабство в 18 лет, когда ее привезли в храм родители. У нее возникали мысли о побеге, но осуществить задуманное Энионам не решилась. Девушка отлично понимала, что домой ей вернуться не удастся, а если она сбежит, семья отдаст в храм в качестве замены одну из ее малолетних сестер.Тордзо рассказала, что рабочий день храмовых рабынь начинается не позднее 4 часов утра. Девушки сначала носят воду, делая ее запасы на весь день, затем убирают во дворе и отправляются на поля, где работают почти весь световой день. Ели "трокоси" то, что удавалось добыть самостоятельно или получая подачки от хозяина, если чем-то ему угодили.
Многие женщины остаются в рабстве всю жизнь
Сам жрец совершенно не беспокоился о том, голодные его подопечные или нет. При этом девушек постоянно унижали, избивали и насиловали. За 10 лет жизни при храме у Энионам родилось шестеро детей от служителя культа и его родственников.
Получить свободу девушке и другим рабыням из ее храма удалось в результате длительных переговоров активистов, которые действовали от имени правительства Ганы. Но, вернувшись домой, Тордзо поняла, что ей там не рады. Ее отец пришел в ярость от такого поворота событий и потребовал, чтобы она немедленно вернулась в храм.
Семья Энионам была в ужасе от ее возвращения и все были уверены, что родовое проклятие, которое она искупляла, вернется усиленное во много раз. К сожалению, освобожденные "трокоси" становятся изгоями в обществе - их обходят стороной и считается, что прикасаться к ним опасно.
Очень похожую историю рассказывала и Мерси Сенаэ, попавшая в храм в девятилетнем возрасте. Ее хозяин был особенно похотлив и его даже не смущал слишком юный возраст наложниц. Каждый вечер он приходил в сарай, где жили его рабыни и уводил одну из них с собой.
Отказаться было невозможно - за любое возражение жрец беспощадно избивал девочек. Мерси с ужасом вспоминает, что провела много лет в обстановке полного отчаяния и безысходности, так как была уверена, что вся ее жизнь пройдет при храме.
Как ни странно, о существовании "трокоси" мир узнал только в 1997 году. Отвратительный обычай стал известен благодаря передаче корреспондента CNN Кристиан Аманпур. Главная героиня небольшого расследования - Бриджит Сосса Переньи, родилась в Того, а в 7 лет ее родной дядя привез в один из храмов Ганы и, ничего не объяснив, оставил среди незнакомых людей.
История Бриджит Сосса Переньи, рассказанная на весь мир CNN, вызвала бурю возмущения и благодаря ей правительство Ганы было вынуждено принять закон, запрещающий храмовое рабство. С 1998 года любое лицо, передающее или принимающее другого человека в религиозное или обычное рабство, считается преступником и может получить 3−5 лет тюрьмы.
Такой подход дал свои плоды - за два десятилетия из храмов были освобождены тысячи девочек и женщин. С законом вынуждены считаться даже самые непримиримые служители культа. Теперь "трокоси" находятся при храмах не всю жизнь, а несколько лет, необходимых для искупления греха. Кроме этого, девочкам разрешают посещать школу и даже жить за пределами храма.
Но подобное смягчение является всего лишь полумерой - общество отказывается принимать наложниц и они все равно являются собственностью храма. По первому зову девочки должны возвращаться к хозяину и выполнять его прихоти и поручения.
Отдельно нужно сказать, что чиновники Ганы очень коррумпированы и поэтому очень немногие религиозные деятели ответили за свои преступления по закону. Также играет важную роль и то, что родные храмовых наложниц не заинтересованы в освобождении девочек из рабства.
Известны множество случаев, когда дело о "трокоси" доходило до суда, но не получало логического завершения из-за неявки на заседания потерпевшей стороны. В народе эва твердо уверены, что традиция искупления грехов - это часть их культурного наследия и поэтому должна быть сохранена. Старейшины убеждают простых людей, что власти, запрещая "трокоси", уничтожают культуру и традиции их народа.
Жрецы, объясняя свою позицию журналистам, беззастенчиво лгут. Один из них, например, в своем интервью заявил об излишней демонизации обычая и заверил, что с рабством практика "трокоси" ничего общего не имеет, а, наоборот, представляет собой прекрасный обычай самопожертвования и искупления.
Жрец Торгби Венануа, отпустивший под давлением властей более 200 рабынь, искренне сожалеет об их потере. Представитель культа утверждает, что девочки жили при его храме не как бесправные существа, а как настоящие королевы.
Энионам, бывшая одной из "королев" этого негодяя, полностью опровергает его рассказы. Женщина сожалеет, что у нее нет фотографии, где она прикрыта лишь куском тряпки, а на ее шее болтается веревка. Бывшая "трокоси" считает, что такой снимок помог бы людям из правительства Ганы узнать немного больше об одном из самых отвратительных рабовладельцев страны.
Большую роль в том, что традицию не удается полностью искоренить играет и суеверие населения. В гнев богов верят даже офицеры полиции, поэтому в храмовые дела власти на местах стараются не вмешиваться. Пока наилучший результат показал такой способ борьбы с религиозным рабством, как замена девочек на домашних животных или выплату пожертвования деньгами. На такой компромисс охотно идут как семьи, так и сами служители культа.
Несмотря на активную борьбу правозащитников и активистов с диким обычаем "трокоси", говорить о том, что он побежден нельзя - сотни девочек и женщин так и находятся в рабстве и для их освобождения нужно приложить немало усилий.