Балет для большинства зрителей остается сказкой. А вот какой ценой она дается и что стоит за постановкой, как правило, мы и не догадываемся.
Смотреть все фото в галерее
Спектакль для артистов балета и для зрителей - две совершенно разные категории. Одни день за днем варятся в этом соку, никогда не рассказывая о некоторых нюансах "кухни", другие и не хотят знать, какой кровью и потом даются постановки. Зрителям хочется волшебства и сказки, но все же интересно, что скрывают артисты балета за кулисами театра?
20 "команд" на один спектакль
У каждого артиста балета есть свой дублер - от примы до основных солистов. Чаще всего спектакль репетирует сразу 2-3 команды. Дублеры всегда присутствуют на спектакле - они в любой момент готовы выйти на сцену, если артист балета получит травму или случится еще какой-нибудь форс-мажор. Если спектакли идут один за другим, то поочередно выступают то одна, то другая команда. А вот кордебалет всегда один и тот же - даже когда танцовщиков-солистов приглашают из других театров или из-за рубежа.
×
Грим и его секреты
Если театральных актеров гриммируют специально обученные люди, балетные артисты занимаются этим сами - благо, в хореографическом училище все они проходят курс, на котором учат делать сценический макияж.
В отличие от обычного театрального грима, балетный должен быть очень, очень ярким и контрастным. Он включает довольно крупные элементы, чтобы зритель из зала мог разглядеть глаза, брови, рот артистки и артиста. Для этого рисуются огромные стрелки, используются накладные ресницы. Но в качестве средств применяют обычную косметику, а не специальный театральный грим.
Немного о пуантах
Когда балерина приземляется после прыжка да еще на кончики пальцев, они испытывают колоссальную нагрузку - около 100 кг. Пуанты, которые носит балерина, имеют твердый носок - он позволяет удерживать ступню в правильном положении и облегчает нагрузку. Сейчас для смягчения твердой "коробочки" артистки используют силиконовые вкладыши - раньше для этих целей применяли тонкие пласты сырого мяса.
Сколько балетных туфель нужно балерине на год
В среднем ежегодно прима-балерине требуется около 300 пар балетных туфель,то есть их расход составляет более 1 пары в день,считая выходные дни. Не все могут себе позволить покупать каждый раз новые, поэтому увидеть штопающую носочки туфелек балерину после тренировки - обычное дело. У балерины из кордебалета расход туфель не так велик - за год уходит около 100 пар.
Как выглядят ноги балерины без обуви
Натоптыши, ссадины, кровоточащие раны и мозоли, а также искривленные пальцы - обычное дело для любого артиста балета. Красота требует жертв.
Диета или особая конституция?
Бытует распространенное мнение, что балерины сплошь и рядом сидят на жесткой диете. Это одновременно и правда, и неправда. Кому как повезет. Худенькие девочки могут есть что угодно, ведь набранный вес мгновенно уйдет за тренировку и, уже тем более, за спектакль. Склонным к полноте в балете сложно - еще в училище их изведут обязательными взвешиваниями, и если вес продолжит расти, девочке посоветуют избрать другой путь.
Между тем, за один спектакль артистки могут потерять до трех килограммов. Впрочем, сложнее всего артистам балета - им тоже нужно быть худыми, прыгучими и, вместе с тем, сильными - попробуй потаскай балерину на протяжении всего спектакля. А если попадется Волочкова?
Без пауз и ошибок
Если у театральных актеров допустимо (хоть и не всегда приветствуется) вносить в спектакль импровизационные нюансы, у балетных актеров такого нет и быть не может. Все "расписано" по секундам и подчинено общей композиции, завязанной на музыке. Артист балета не может взять паузу или повторить неудачное вращение, к примеру. Весь спектакль идет в предельном темпе и с большой физической нагрузкой для каждого солиста.
Однако несмотря на это, иногда танцовщики сами усложняют хореографию. Так, к примеру, в 1962 году Владимир Васильев самостоятельно отредактировал партию Дон Кихота: добавил вращения, ускорил темп и включил сложные переходы на кончиках пальцев. Эта редакция партии Дон Кихота стала классической, ее исполняют и в наши дни.
Травмы и боль
Балет немыслим без травм. Артисты и артистки травмируются в прыжках, падают после неудачных поддержек, получают растяжения и вывихи во время репетиций Обиднее всего заполучить травму во время спектакля - такое, кстати, совсем не редкость.
К примеру, в 2000 году во время балета "Баядерка" прима Мариинского театра Ульяна Лопаткина повредила голеностоп, но смогла дотанцевать спектакль. А вот после пришлось лечиться и серьезно - балерина даже на несколько лет покинула сцену.
Даже если артисты не травмированы, они постоянно испытывают мышечную боль из-за тяжелых нагрузок. Расслабиться им помогает сауна, массаж, йога, медитация и просто ведро воды или задранные на стену ноги.
Спектакль для артистов балета и для зрителей - две совершенно разные категории. Одни день за днем варятся в этом соку, никогда не рассказывая о некоторых нюансах "кухни", другие и не хотят знать, какой кровью и потом даются постановки. Зрителям хочется волшебства и сказки, но все же интересно, что скрывают артисты балета за кулисами театра?
У каждого артиста балета есть свой дублер - от примы до основных солистов. Чаще всего спектакль репетирует сразу 2-3 команды. Дублеры всегда присутствуют на спектакле - они в любой момент готовы выйти на сцену, если артист балета получит травму или случится еще какой-нибудь форс-мажор. Если спектакли идут один за другим, то поочередно выступают то одна, то другая команда. А вот кордебалет всегда один и тот же - даже когда танцовщиков-солистов приглашают из других театров или из-за рубежа.
Если театральных актеров гриммируют специально обученные люди, балетные артисты занимаются этим сами - благо, в хореографическом училище все они проходят курс, на котором учат делать сценический макияж.
В отличие от обычного театрального грима, балетный должен быть очень, очень ярким и контрастным. Он включает довольно крупные элементы, чтобы зритель из зала мог разглядеть глаза, брови, рот артистки и артиста. Для этого рисуются огромные стрелки, используются накладные ресницы. Но в качестве средств применяют обычную косметику, а не специальный театральный грим.
Когда балерина приземляется после прыжка да еще на кончики пальцев, они испытывают колоссальную нагрузку - около 100 кг. Пуанты, которые носит балерина, имеют твердый носок - он позволяет удерживать ступню в правильном положении и облегчает нагрузку. Сейчас для смягчения твердой "коробочки" артистки используют силиконовые вкладыши - раньше для этих целей применяли тонкие пласты сырого мяса.
В среднем ежегодно прима-балерине требуется около 300 пар балетных туфель,то есть их расход составляет более 1 пары в день,считая выходные дни. Не все могут себе позволить покупать каждый раз новые, поэтому увидеть штопающую носочки туфелек балерину после тренировки - обычное дело. У балерины из кордебалета расход туфель не так велик - за год уходит около 100 пар.
Натоптыши, ссадины, кровоточащие раны и мозоли, а также искривленные пальцы - обычное дело для любого артиста балета. Красота требует жертв.
Бытует распространенное мнение, что балерины сплошь и рядом сидят на жесткой диете. Это одновременно и правда, и неправда. Кому как повезет. Худенькие девочки могут есть что угодно, ведь набранный вес мгновенно уйдет за тренировку и, уже тем более, за спектакль. Склонным к полноте в балете сложно - еще в училище их изведут обязательными взвешиваниями, и если вес продолжит расти, девочке посоветуют избрать другой путь.
Между тем, за один спектакль артистки могут потерять до трех килограммов. Впрочем, сложнее всего артистам балета - им тоже нужно быть худыми, прыгучими и, вместе с тем, сильными - попробуй потаскай балерину на протяжении всего спектакля. А если попадется Волочкова?
Если у театральных актеров допустимо (хоть и не всегда приветствуется) вносить в спектакль импровизационные нюансы, у балетных актеров такого нет и быть не может. Все "расписано" по секундам и подчинено общей композиции, завязанной на музыке. Артист балета не может взять паузу или повторить неудачное вращение, к примеру. Весь спектакль идет в предельном темпе и с большой физической нагрузкой для каждого солиста.
Однако несмотря на это, иногда танцовщики сами усложняют хореографию. Так, к примеру, в 1962 году Владимир Васильев самостоятельно отредактировал партию Дон Кихота: добавил вращения, ускорил темп и включил сложные переходы на кончиках пальцев. Эта редакция партии Дон Кихота стала классической, ее исполняют и в наши дни.
Балет немыслим без травм. Артисты и артистки травмируются в прыжках, падают после неудачных поддержек, получают растяжения и вывихи во время репетиций Обиднее всего заполучить травму во время спектакля - такое, кстати, совсем не редкость.
К примеру, в 2000 году во время балета "Баядерка" прима Мариинского театра Ульяна Лопаткина повредила голеностоп, но смогла дотанцевать спектакль. А вот после пришлось лечиться и серьезно - балерина даже на несколько лет покинула сцену.
Даже если артисты не травмированы, они постоянно испытывают мышечную боль из-за тяжелых нагрузок. Расслабиться им помогает сауна, массаж, йога, медитация и просто ведро воды или задранные на стену ноги.
В балете принято поддерживать начинающих артистов. На премьере, которую зрители из-за незнакомых имен могут воспринять прохладно, обязательно будет присутствовать несколько человек из группы поддержки. В нужный момент начнут аплодировать и кричать "браво". Располагаются эти люди по одному в тех местах зала, где звук резонирует больше всего - таким образом создается иллюзия, что аплодирует не один человек, а несколько. Клакеры - их называют именно так - также могут бросать цветы на сцену, когда танцовщик выходит на поклон. Этих товарищей уже оплачивают сами артисты.
Кстати, конкуренты могут использовать таких "оплаченных зрителей", чтобы освистать артиста или спектакль.