На полотнах периода XVI-XVII веков представители знати буквально через одного изображены в одеяниях, заметной частью которых является гигантский пышный гофрированный воротник. Как появилась эта странноватая и нелепая мода, и почему рафы (они же фрезы) так долго просуществовали?
Смотреть все фото в галерее
Круглый плоёный воротник раф, который известен также под названиями горгера и "мельничный жернов", по легенде придумала некая испанка, которая в облаке пышных кружев пыталась скрыть далеко не самую совершенную шею, придав одновременно изысканности образу.
Доподлинно неизвестно, так ли это на самом деле. Но в моду воротники вошли в 1560 году. И сперва имели габариты гораздо более скромные.
×
Несколько лет спустя в Лондон прибыла госпожа Данген ван Плесс, которая привезла с собой рецепт ультрамодного в то время крахмала. Благодаря ему форму рафа можно было сохранять дольше, даже после попадания под ливень. И мода стала повальной, формы воротников более вычурными и сложными, а размеры, соответственно, огромными.
Стандартный раф делали из тонкого батиста, формируя зубчики с помощью горячих щипцов для плойки воротников (изобретение опять же голландки ван Плесс, которая даже обучала дам искусству создания воротников на платных курсах).
Почему именно мужчины?
Да, "жёрнов" на шее уважаемого представителя эпохи 1560-х не был строго обязательным. Но выступал показателем успешности и состоятельности, как сегодня хорошие часы или телефон.
И никаких дешёвых эрзацев, ведь на создание писка моды уходило 20 метров накрахмаленной ткани, сложенной в 600 (!) складок. Стоили фрезы неприлично дорого (несколько месячных зарплат простого рабочего).
И отчасти их вычурность и непрактичность и использовалась для подчёркивания статуса владельца: дескать, я богат, успешен, могу себе позволить. А на практике даже поесть без посторонней помощи с такой "красотой" на шее было проблематично.
Понятно, что за предметами гардероба знати следили слуги: стирали, гладили, крахмалили. А некоторые ещё и помогали господину во время трапезы, поддерживая воротник, чтобы он не испачкался.
Раф оказывал влияние и на осанку. Ведь сгорбиться или ссутулиться с такой копной кружев (плотных) на шее было невозможно. И горделиво приподнятая голова стала визитной карточкой успешных владельцев рафов.
Производство крахмала приняло такой масштаб, что даже министр Елизаветы I Уильям Сесил как-то не сдержался, высказав, что огромное количество зерна идёт не на удовлетворение настоящего человеческого голода, а удовлетворение голода тщеславия у знати.
Моду подвергали критике церковники и представители философских течений. Но эстеты упорно продолжали носить кружевные "жернова" на шее, дабы выделиться из толпы. Но поскольку мода - явление непостоянное, то по мере упора на практичность рафы вытеснили более простые и лаконичные воротники.
Впрочем, в соответствии с альтернативной версией, конструкции представляли собой банальные ловушки для вшей, из складок которых насекомые не могли выбраться, и призваны были маскировать сыпь на шее и груди больных сифилисом, который был очень распространён в те времена.
А какое объяснение кажется вам более реалистичным?
Круглый плоёный воротник раф, который известен также под названиями горгера и "мельничный жернов", по легенде придумала некая испанка, которая в облаке пышных кружев пыталась скрыть далеко не самую совершенную шею, придав одновременно изысканности образу.
Доподлинно неизвестно, так ли это на самом деле. Но в моду воротники вошли в 1560 году. И сперва имели габариты гораздо более скромные.
Несколько лет спустя в Лондон прибыла госпожа Данген ван Плесс, которая привезла с собой рецепт ультрамодного в то время крахмала. Благодаря ему форму рафа можно было сохранять дольше, даже после попадания под ливень. И мода стала повальной, формы воротников более вычурными и сложными, а размеры, соответственно, огромными.
Стандартный раф делали из тонкого батиста, формируя зубчики с помощью горячих щипцов для плойки воротников (изобретение опять же голландки ван Плесс, которая даже обучала дам искусству создания воротников на платных курсах).
Да, "жёрнов" на шее уважаемого представителя эпохи 1560-х не был строго обязательным. Но выступал показателем успешности и состоятельности, как сегодня хорошие часы или телефон.
И никаких дешёвых эрзацев, ведь на создание писка моды уходило 20 метров накрахмаленной ткани, сложенной в 600 (!) складок. Стоили фрезы неприлично дорого (несколько месячных зарплат простого рабочего).
И отчасти их вычурность и непрактичность и использовалась для подчёркивания статуса владельца: дескать, я богат, успешен, могу себе позволить. А на практике даже поесть без посторонней помощи с такой "красотой" на шее было проблематично.
Понятно, что за предметами гардероба знати следили слуги: стирали, гладили, крахмалили. А некоторые ещё и помогали господину во время трапезы, поддерживая воротник, чтобы он не испачкался.
Раф оказывал влияние и на осанку. Ведь сгорбиться или ссутулиться с такой копной кружев (плотных) на шее было невозможно. И горделиво приподнятая голова стала визитной карточкой успешных владельцев рафов.
Производство крахмала приняло такой масштаб, что даже министр Елизаветы I Уильям Сесил как-то не сдержался, высказав, что огромное количество зерна идёт не на удовлетворение настоящего человеческого голода, а удовлетворение голода тщеславия у знати.
Моду подвергали критике церковники и представители философских течений. Но эстеты упорно продолжали носить кружевные "жернова" на шее, дабы выделиться из толпы. Но поскольку мода - явление непостоянное, то по мере упора на практичность рафы вытеснили более простые и лаконичные воротники.
Впрочем, в соответствии с альтернативной версией, конструкции представляли собой банальные ловушки для вшей, из складок которых насекомые не могли выбраться, и призваны были маскировать сыпь на шее и груди больных сифилисом, который был очень распространён в те времена.
А какое объяснение кажется вам более реалистичным?