Было это в самый миллениум, призвался я в декабре (скажу сразу, сам в военкомат пришел как ДР отгулял) и через два месяца поехал на свои первые учения. Задумка командования состояла в том что несколько отделений от трех взводов мотострелкового бата - медиков, АГС, связистов, заранее выезжает на место будущего расположения лагеря и обустраивается, а позже приезжает весь полк. Оружейка из контейнера и двух рядов ограды с колючкой, собственно палатки для л/с и благоустройства различные вроде тротуаров из жердей, заборчиков и даже осветительных фонарей из опилок с солярой в консервных банках.
День выезда. Грузимся 18 человек в тентованный Урал со всем хозяйством - палатками, инструментом, оружием и ящиками со жратвой. В кабине кроме водилы, прапор и летеха. Выезжаем.До полигона около 60 км по трассе и сколько то еще в сторону. Середина февраля, мороз трескучий. На ДВ зимой иначе не бывает. И что вы думаете, таки за час-два проехали эти 60 с гаком км? Нет! Мы объехали все точки где самогоном банчат выменивая его на тушняк и прочие консервированные ништяки. То есть не мы все, а прапор с летехой. Мы-то балластом в кузове тряслись. Поначалу некоторые пытались возбухтеть, но попытки жестко пресекались пассажирами из кабины, да и дембеля свой хлеб отрабатывали..Те кстати в этот рейс по моему отправились в полном составе, побухать да от начальства подальше. В общем на этот путь у нас уходит времени с обеда до полночи. Ближе к вечеру остатки сгущенки и тушенки ушли в кабину, для пущей сохранности, не иначе, а на обмен пошли крупы - в крепком хозяйстве все сгодиться. Ту же животину кормить.
Доехали наконец. Конечная остановка была почему-то тупо в поле. "К маши-и-не.." В колонну по трое(!) строимся и бежим обратно по своим следам. Куда? Искать то место на которое мы должны были приехать. Я как номер расчета АГС бегу с телом гранатомета, АК и в прочими обязательными для (мото)пехотинца аксессуарами. За попытку втолковать командирам что строй в две колонны будет правильнее кто-то получил в зубы. Темнота, матюги, и скрежет зубовный. Собачий холод, снега по яйца. Бойцов из колонны посередке сменять приходиться поминутно и все равно некоторых чуть не нести приходиться. А самым тяжелым была не нагрузка а полнейший идиотизм происходящего. Километров через пять заметили огни. Как оказалось учебка. Кто-то из наших слонов умудрился там за ночь просрать ремни и подпоясывались потом весь полигон брючными.
Следующие несколько дней даже помню плохо. Помню что нам привезли и сбросили контейнер который мы впятнадцатером кантовали хзнает сколько по сугробам до нужного места, вкапывали столбы и натягивали проволоку. Строили лагерь в общем, часть бойцов на день отправляли полевой парк оборудовать для техники - те же столбы с колючкой вкапывать, только много. Спали в 20-ке на нарах. Деды заняли себе небольшой уголок во всю ширину палатки -"полигон", застлали тулупами, ну а все остальные как удача повернется. Дрались за всё - за жратву-её было немного, за место на нарах, за наряд полегче...Жрать понятное дело хотелось всегда, а главное - спать! День несмотря на тяжелые работы проходил быстро а вот ночи..Нет, бессонницей мы не страдали, засыпалось очень даже легко. Но ночь состояла из бесконечных пробуждений то от того что буцкают кого-то рядом, то от дыма из печки то от холода потому что обессиленный истопник уснул на полчаса - тепло вытягивало мгновенно. Ночи были похожи на бред под высокую температуру.
Но это всё еще херня. Один раз нас ночью подняли чтобы отвезти в баню. Видимо опомнились что по распорядку раз в неделю положено. Машины правда не было и мы ходили пешком. Не очень далеко, километров пять-шесть, до той самой учебки. Воды горячей не было тоже. Но это уже было не принципиально, сознанием подобные вещи уже не воспринимались. Хотелось только одного - спать.
Утром после этой банной ночи меня, другана Саню и еще двух слонов отправляют за дровами. Пилу и топор нам не дали. Мало ли что. Я - старший группы (дослужился до повышения ) Увожу группу дровосеков от лагеря подальше, чтобы если кто и пошел нас искать то бросил и вернулся. Шли пока не нашел подходящего места - двух невысоко над землей повисших деревьев. Наломал еще веток, сделал лежанку на них, зажег костер из крупных лесин, и дав настоятельный совет не будить меня пока не насобирается необходимая куча дров завалился спать. Проснулся после обеда. Чувствую выспался как никогда. Даже лицо загорело на февральском солнышке. Санек храпит, пристроился рядом. А двое бойцов что ещё с нами были сидят у потухшего костра и подвывают, натурально. Дров нигде рядом нет. Спрашиваю: где дрова? - Нету...Вам чё - говорю - жить надоело? Ладно, не нойте, сейчас придумаем что нибудь. Подобрали гнилушку здоровенную, кое-как целиком, не разломав подняли на жерди и потащили в лагерь. Там нас конечно побили. Несколько раз даже. Но это тоже было как-то...несущественно, что ли. Пока нас перекидывали ударами наблюдал за собой как бы со стороны, удивляясь легкости своего тела и нечувствительности к боли. Я и до призыва был поджарый аки гончая, всего 60 кг при росте 172 плюс армейская аскеза и зимняя одежда...В общем неубедительно мне показалось, а вместе с тем что неплохо выспался и стоическом настрое даже и не обидно совсем. Позволил даже себе заржать в одном месте. Чем спровоцировал еще один раунд. Дали нам в тот раз нормально. Ползаем, корчимся, а тут Санек как выдаст - город в какой стороне? Я говорит всё, сваливаю, нет сил больше. Поотговаривал его малёх, не дурил чтобы, но он ни в какую. Имел я говорит в виду этот полигон и армию в общем. Я сразу тогда ему сказал что раз он решил уходить то и я пойду, и что без меня ему в тех районах ловить нечего. Он степняк, а тут сопки, снега...Двое других наших боевых товарища притихли, прислушиваются. Как поняли что мы сейчас дёру дадим навроде баб заголосили. Даже неудобно стало, парни больше года служат. Упросили их дать нам хоть полчаса форы а потом докладывать идти, чтоб им за недонесение ничего не было.
Так и рванули мы. Немного пробежали по дороге и попрыгали с обочины в кусты, запутывая возможных преследователей. По направлению я сориентировался без проблем - все таки вырос на границе с цивилизацией. Решили идти сопками - во первых крюк срежем до города, во вторых - если погоня и будет то пускай не на машине, а в третьих - этот маршрут вел в другую сторону от ближайших населенных пунктов, что своей нелогичностью дает нам шанс не быть пойманными сразу. Снегу местами по пояс, метров пятьдесят идешь топтуном, палкой перед собой щупаешь, потом валишься в снег, пропускаешь напарника и идешь следом столько же. Со склонов скатывались. Потом снежные пробки из ушей и носа выковыривали. В рукава и за пазуху снег тоже неслабо забивался. Часам к четырем утра мы преодолели около пятнадцати километров и дошли до какой-то деревни. Спать хотелось как вчера. И жрать. Ну это как всегда. На окраине нашли недостроенный с виду коттеджик с нечищеным от снега двором. Открыть не сумели - дверь железо, на окнах решетки. Та же картина и с баней во дворе. Сил идти дальше уже не было, и мы завалились спать прямо в сугроб. У забора вычистили снег до земли, наломали туда росших во дворе кустов чтоб к земле не примерзнуть, и так, прижавшись к друг другу проспали до рассвета. Проснулся я от громыхания железом. Санёк уже вынес решетку с дома и приглашал внутрь. Тут я признаться попаниковал немного. Пока ноги растереть портянкой не удалось до чувствительности. Но ничего, обошлось. В доме сразу же в кухню как в самое малое помещение с печкой затащили диван, натаскали дров и решили отдохнуть до темного времени суток. Раскочегарили докрасна печку, нашли банку квашенной капусты и пережариваем её до съедобного уровня кислотности, ремонтируем и подгоняем под себя найденную одежду(иголки и нитки у каждого солдата есть в трех цветовых вариантах если кто не знает) - дальше будет безопаснее добираться в гражданке...Слышим, вроде ключ в двери поворачивается. Переглянулись...
Смит