Мы знаем, из чего делают продукты, это написано на каждой этикетке. А состав товара, который вызывает зависимость сродни наркотической, приводит к раку, врождённым порокам, инфарктам, инсультам, болезням лёгких, остаётся тайной не только для потребителей, но и для контролирующих органов.
Речь о главной тайне табачников - составе сигарет и других табачных изделий.
Между тем в составе табака можно обнаружить добавки, которые очень опасны и сами по себе, да ещё и ускоряют развитие никотиновой зависимости.
Полный абсурд- Сейчас идёт процедура утверждения единого для стран Евразийского экономического союза отчёта о составе табачных изделий и выделяемых ими веществах, - говорит Виктор Зыков, специалист ГНИЦ профилактической медицины и член Координационного совета по борьбе против табака. - Это крайне важно. Ведь у нас до сих пор нет полной информации о том, какие добавки кладут в табачные изделия и для чего. В Европе такая форма отчёта табачной промышленности введена с 2001 г. Благодаря ей определённые вредные компоненты были запрещены. К примеру, в ЕС нельзя использовать при производстве сигарет добавки, придающие табаку приятный и мягкий вкус, нельзя пропитывать фильтры сиропом, чтобы сигареты казались слаще. Эти хитрости делают курение более приятным для женщин, детей, подростков и всех, кто приобщается к табаку впервые. Именно среди таких групп вербуют новых потребителей табака в нашей стране, так как среди мужчин их рост уже маловероятен. Информация о составе сигарет и табачного дыма позволит получить дополнительные сведения об их токсичности, тератогенности (способности вызывать дефекты развития плода), о возможности вызывать усиленное привыкание, а в дальнейшем регулировать применение добавок, придающих сигаретам такие свойства. Сами табачники о них хорошо знают (об этом говорят их внутренние документы), но это их не останавливает от использования подобных добавок. Такой подход нельзя оправдать ни с правовой, ни с этической точки зрения.
НИИ ЧАВО- Утверждение формы отчёта, делающей тайное явным, затягивается не без участия табачных компаний. Как ни странно, но их позицию зачастую поддерживает бюджетное учреждение - ВНИИ табака, махорки и табачных изделий в Краснодаре, - продолжает Виктор Зыков. - Институт создали ещё в 1914 г., он активно работал, когда в стране выращивали табак в промышленных масштабах. Но теперь всё сырьё привозное, у нас практически нет табачных плантаций. И целесообразность наличия этого института в структуре Минсельхоза при нынешнем дефиците бюджета непонятна: на его финансирование идут налоги граждан, но его деятельность нередко выражается в озвучивании мнения, совпадающего с точкой зрения табачных компаний.
Встаёт вопрос: почему в ЕС транснациональные компании предоставляют полную информацию о составе своих продуктов, а в странах Таможенного союза не хотят этого делать? Вполне возможно, вопрос о раскрытии состава табачных изделий надо рассматривать и с позиции национального достоинства. Не вызывает никаких сомнений, что органы здравоохранения должны знать состав продукта, который в России потребляют 31-33% взрослого населения. Производителям табачных изделий наверняка есть что скрывать. Тем более что состав сигарет, распространяемых в России и других странах Таможенного союза, явно отличается от продаваемых в Евросоюзе.