Наверняка, если вы отправляетесь посетить монастырь, вы ожидаете увидеть там фрески - но внутри. В Румынии есть несколько монастырей, которым много сотен лет, и их главные церкви - кафоликоны - расписаны снаружи прекрасно сохранившимися фресками.
Учитывая технологию создания фресок, удивительно, что это оформление внешних стен не пострадало ни от времени, ни от погодных условий. Пожалуй, самый известный из этих монастырей - Воронец, где лазурно-голубой фон фресок даже дал название такому оттенку в румынском языке.
Количество фресок на стенах кафоликона монастыря Воронец способно вскружить голову. Каждый фрагмент стены посвящен определенному библейскому сюжету. На западной стороне изображен Судный день. Северная сторона рассказывает о событиях из Книги Бытия, а на южной стене изображены родословные древа персонажей Ветхого Завета. За все время фрески ни разу не реставрировали. Слой краски составляет всего несколько миллиметров, и, несмотря на это, все сюжеты отчетливо различимы.
Когда именно были созданы эти фрески, неизвестно, однако сам монастырь начали строить в 1488 году по приказу правителя Молдавского княжества Стефана III Великого, который хотел отметить победу в недавнем бою с войсками Оттоманской империи. Время строительства монастыря совпадает с прибытием cвятого Даниила Отшельника, который был его первым настоятелем и похоронен внутри.
Фрески изумительны по своей красоте. Когда Габсбурги аннексировали северную часть Молдавского княжества в 1775 году, монастырь оказался заброшен, и монахи не возвращались сюда вплоть до 1990-х годов. Каким образом фрескам удалось так хорошо сохраниться, несмотря на запустение, до сих пор остается загадкой: некоторые считают, что это одно из проявлений божественного чуда. Воронец часто называют Сикстинской капеллой Востока.
Воронец не единственный монастырь в Румынии, стены которого расписаны фресками снаружи. Есть и другие, менее известные примеры, которые являются частью уникального культурного наследия этой страны. Монастырь Хумор также усеян фресками снаружи. Они не настолько хорошо сохранились, как в монастыре Воронец, но все равно выглядят завораживающе. Хумор был построен в 1530 году, заброшен в 1786 году и, как Воронец, не использовался до конца XX века.
В отличие от Воронца, авторство и период создания фресок в Хуморе известны. Фома Сучава выбрал доминирующий красно-коричневый оттенок для своего проекта и курировал роспись монастыря в 1535 году. Он взял сюжеты из Библии, в том числе Судный день, а также создал визуальную оду Деве Марии. Однако среди его работ - изображение осады Константинополя, которое являлось инструментом пропаганды против Оттоманской империи, переживавшей золотой век, когда создавались фрески. Пусть конкретно эта осада Константинополя происходила в 626 году н.э. и оккупантами были персы, на фреске вместо них изображены турки.
Монастырь Молдовица был построен в 1532 году как символический защитный барьер против турок. Его построил воевода Петр Рареш, внебрачный сын Стефана III Великого (того самого, который распорядился построить Воронец).
Рареш был турецким вассалом, который унаследовал от отца любовь к строительству религиозных сооружений. В период его правления страна переживала трудные времена, и в 1539 году он даже потерял трон на два года. Молдовица - одно из его лучших достижений за все время правления.
В 1500-х годах по всей стране вкладывались большие деньги в строительство храмов и монастырей. В 1585 году был построен монастырь Сучевица, внешние стены которого также украсили фрески. Как и остальные монастыри, Сучевица сочетает в себе элементы византийской и готической архитектуры, а для фресок используются сюжеты из Старого и Нового заветов. Вероятно, это был последний монастырь, украшенный таким образом. Фрески датируются началом XVII века. Сучевица отличается от других монастырей тем, что здесь жили не только монахи, но и знать.
Сучевица - загадочное место. Западная стена монастыря не окрашена. Согласно местной легенде, художник, занимавшийся росписью, упал с лесов и разбился насмерть. Другие художники, работавшие над фресками, сочли это дурным знаком и боялись продолжать работу. Так роспись внешней стороны стен осталась незаконченной. Других легенд, объясняющих отсутствие фресок на западной стене, нет, так что остается верить в правдивость этой.
Монастырь Сучевица никогда не был заброшен, однако в его истории есть период относительного отсутствия активности. При коммунизме в 1947-1989 годах здесь разрешали жить только монахиням старше 50 лет. После переворота в Румынии в 1989 году монастырь снова стал процветать.
Несмотря на свой статус объектов культурного наследия ЮНЕСКО, румынские расписные монастыри мало известны за пределами этой страны. Это удивительный пример того, как искусство сохраняется на протяжении веков, и весомый вклад в румынскую и европейскую историю.