Что и как ели римляне и легионеры Рима
Большинству привычно, что в его доме мороженое, холодное пиво, замороженное мясо и креветки с другого конца света лежат постоянно. Но так было не всегда, вернее такое положение дел для США стало нормой в середине ХХ в., для СССР скорее к 70-м годам ХХ в., в во многих регионах Азии, Б. Востока и Африки до сих пор живут как в средние века или в Древнем Риме. Отчего? Потому что домашние холодильники именно тогда стали массовыми, добавим огромные промышленные холодильники, куда рефрижераторный состав заезжает и пропадает, разгружаясь в самую маленькую холодильную камеру. А как же жили до изобретения холодильной машины в 1810 году? Да, сэр Лесли сделал свою ледоделку при правлении Наполеона, я не оговорился. Жили так же, как всегда десятки тысяч лет, холодильная техника лишь к 70-м годам XIX в. позволила начать транспортировать замороженную баранину и говядину из Новой Зеландии, Австралии и Аргентины и Бразилии в Европу, а развилась только к началу ХХ века, распространение холодильников в частности помогло устроить ту бойню Первой мировой, потому как имелась возможность уже кормить такое количество солдат. А до этого основным продуктом питания были те, которые можно сразу съесть и законсервированные, а главным консервантом является соль, почему из-за неё войн и бунтов были тысячи на протяжении всей истории. То есть солёное мясо и рыба, вяленое мясо и рыба, зерно и всё, что из него можно сделать, в частности каши и сезонные овощи-фрукты. Поэтому, когда мы говорим об исторической кухне, не ждите особого разнообразия, хотя Древнему Риму есть чем удивить, причём вы удивитесь, насколько древние римляне походили в питании на русских.
Хлеб и крупы были закономерно главными продуктами в античном мире, голод считался отсутствием хлеба. Из круп готовили похлёбки и каши, такие, как маза - смесь муки, мёда, соли, оливкового масла и воды или турон - смесь муки, тёртого сыра и мёда. Многие продукты перед приготовлением посыпали ячменной мукой, добавляли бобовые, основным ранним блюдом являлся пульс - густая каша из полбы, сваренная на воде или молоке, это блюдо являлось настолько типичным для римлянина, что Плавт назвал римлян "кашеедами" (pultiphagones). К V веку до нашей эры в богатых городах античного мира начали появляться общественные пекарни и к основному продукту питания кашам - добавился хлеб. Ячменный хлеб (очень полезный) считался в то время пищей бедняков, более зажиточные предпочитали пшеничный хлеб. Известные сорта хлеба: белый пшеничный из муки тонкого помола (panis siligneus/candidus), белый среднего качества из более грубой муки (panis secundarius) и чёрный, очень твёрдый, из муки грубого помола (panis plebeius - "народный", rusticus - "крестьянский", sordidus - "грязно-тёмный"). К третьему классу относился также и походивший скорее на сухари хлеб легионеров (panis castrensis - "лагерный хлеб"), который они пекли себе во время стоянок. В зависимости от способа приготовления хлеб назывался печным или подзольным - испечённым под горячим пеплом. Первоначально под пшеницей в Древнем Риме подразумевался эммер, позднее эммер был вытеснен культивированной пшеницей. Рожь почти не была распространена в средиземноморском регионе, однако благодаря своей морозоустойчивости со II века всё больше стала выращиваться в северных провинциях империи. Овёс также считался низкосортным зерном и выращивался в основном как корм для животных, по словам Плиния, овёс культивировался в качестве продукта питания только в Германии. Ячмень употреблялся, прежде всего, как корм скоту и реже в пищу: в ранний период Рима ячменная каша была едой бедняков, для легионеров рацион из ячменя считался наказанием, легионеры для удобства транспортировки хлеб выпекали квадратным. Гладиаторам наоборот предписывалась ячменно-бобовая диета для наращивания жира, чтобы не истекать обильно кровью от ран.
Уже в бронзовом веке знали и использовали большое количество овощей. Обычно их приправляли пряностями, иногда в овощные блюда добавляли баранину или говядину, но мясо домашних животных было дорого, и широко использовались охотничьи трофеи - мясо диких зверей и птиц, водившихся тогда в изобилии. Самым любимым и распространённым мясом была свинина. Многие удивятся, особенно жители одной, претендующей на первенство в этом блюде территории: национальными супами древних римлян были разнообразные щи и борщи - специально для них в земледельческих поместьях выращивали много капусты и свёклы, а также лука. Щи и борщи готовили мясные (особой популярностью пользовались эти супы со свининой и свиным салом, менее популярны были бараньи и из иных видов мяса и птицы - но это по достатку и местным обычаям многих древнеримских провинций), а также рыбные из самых разных видов речных и морских рыб, из разнообразных морепродуктов и постные с добавкой лишь оливкового масла и всяких местных пряных трав. Ещё один удивляющий любителей поговорить о древности обычаев неких краёв: римляне готовили в качестве напитков различные квасы (наиболее часто из ячменя, ржи и свёклы), зачастую они использовали их вместо воды при варке супов для им придания приятного островатого вкуса. В зимнее время для своих щей, борщей и иных супов римляне зачастую брали квашеную капусту, которую заготовляли в больших количествах. Иногда супы заправляли по вкусу и наличию свежим молоком, кислым молоком, сливками и сметаной (скисшими сливками). Причём, в городах свежее молоко использовали сравнительно редко, оно быстро скисало в условиях тёплого средиземноморского климата. Городские жители широко пользовались разными видами кислого молока, творогом и сыром многих сортов.
Но изобретателями щей и борщей были не древние римляне, а древние греки. Главные компоненты настоящих щей и борщей - свёкла и капуста. Конечно, греческий борщ не мог обходиться и без столь любимого греками лука, которому они вполне справедливо приписывали множество полезных и целебных свойств. Отсюда известная греческая пословица "Лук от семи недуг", в римских трудах сказано, что "деды римлян пахли луком и чесноком", хотя это считалось признаком плебеев. Лук известен давно, родиной его считаются Средняя Азия и Афганистан. Репчатый лук выращивали в Древней Греции, Египте, Индии. Гиппократ, знаменитый врач древности, использовал лук для лечения больных. Лук обязательно входил в рацион римских легионеров, считалось, что пища с большим количеством лука придаёт храбрость, энергию и силу. Не менее широко древние римляне использовали в питании чеснок, укроп и петрушку. Укроп издавна был известен древним грекам и древним римлянам, они использовали некоторые его лечебные свойства, с его помощью избавлялись от насекомых - паразитов.
Свёкла - это великое достижение древнегреческого огорода, выделывавшееся греками задолго до колонизации ими Северного Причерноморья. Древние греки дали свёкле имя второй по счету буквы собственного алфавита - "бета" по-гречески означает "свёкла". Свёклу люди знают с глубокой древности. В III веке до нашей эры древнегреческий ботаник Теофраст описал свёклу, которая росла дико на побережье Средиземного моря. Первым растением, которое стал выращивать человек, была листовая свёкла мангольд. Древние греки выращивали свёклу, в основном, как лечебное растение, древние римляне включили ещё в свой обычный рацион, причём, с удовольствием ели не только корнеплоды, но и свекольные листья, в том числе иногда завёртывая в них голубцы. Но чаще для голубцов использовали капустные и виноградные листья.
Родина капусты - тёплые районы Средиземноморья. Именно там от дикорастущего сородича образовались семь классических видов, существующих ныне. В I веке нашей эры, по свидетельству учёного и писателя Плиния Старшего, использовалось уже около восьми разновидностей капусты, в том числе листовая, кочанная и брокколи. Из капусты древние греки готовили не только борщ и другие блюда, но и делали голубцы, причём, в том виде, в котором они известны нам и поныне. На зиму капусту римляне солили и квасили в больших глиняных бочках. Квашеную капусту ели с оливковым маслом, употребляли ещё в разные блюда, готовили из неё щи мясные и рыбные. Позднее свёкла и капуста на греческих триерах добрались до далёких берегов Понта Эвксинского - то есть до греческих колоний в Северном Причерноморье. Тут они, как и в Древней Греции, были добрыми огородными соседками. Продукт местных греческих огородов пришёлся по вкусу скифам и сарматам, готам и славянам. Именно древние римляне внесли основной вклад в совершенствование капусты как овощной культуры.
Многочисленные раскопки на месте имперских гарнизонов в Херсонесе, Евпатории, Феодосии и Керчи свидетельствуют, что древние римляне знали толк в солдатском харче. Каждая палатка на восемь- десять легионеров (контуберний (contubernium) - сополаточники) получив со склада продукты самостоятельно готовила овощные, мясные и рыбные щи и борщи. Среди римских легионеров было особенно много фракийцев - больших любителей овощной похлёбки, практически точно повторяющей рецепт современного классического борща. На месте раскопок находят характерную кухонную и столовую утварь, причём не только керамическую, но и металлическую, применявшуюся легионерами Рима, на них они готовили себе яичницу.
Для приготовления многих блюд выращивали горох, который использовали как начинки пирогов. Горох в диком виде сейчас не отыскать, это растение возделывали со времён каменного века вместе с пшеницей, ячменём и просом. Фасоль, родственница гороха, появилась Европе вместе с томатами, кукурузой, картофелем, тыквой и какао только после путешествия Колумба, фасоль была одним из главных растений древнего земледелия Перу, Мексики и других стран Южной Америки. По поводу тыквы, тыкву римляне могли употреблять африканскую. Морковь была знакома людям ещё за 2 тысячи лет до нашей эры. В диком виде она встречается в Америке, Австралии, Новой Зеландии, в Средней Азии и на Кавказе. Римляне употребляли морковь и как сладкое лакомство на десерт, приправляя мёдом, посыпая дроблёными орехами и изюмом. Кроме мёда, римляне в качестве сладости в больших количествах использовали уваренный в металлических чанах до густоты мёда сладкий виноградный сок. Очень древнюю историю - как культурный овощ - имеет репа, её родина - Средиземноморье. В Древней Греции репу употребляли в пищу, на корм скоту и как лечебное растение. У древних римлян печёная репа была любимым лакомством, а также добавкой ко многим блюдам. О редисе упоминал ещё Геродот: он сообщал, что строителям пирамид Хеопса (2900 лет до нашей эры) добавляли в пищу редис, лук и чеснок. В культуру он введён не менее 5 тысяч лет назад. Римляне с давних времён выращивали редис на своих огородах. На римских огородах рос сельдерей, хотя римляне, зачастую, использовали в питании и его дикие разновидности. И ныне сельдерей можно отыскать диком виде по всей Европе, в Передней Азии, Северной и Южной Америке.
Древним римлянам был известен способ приготовления изделий во фритюре. Так готовили очень популярные тогда "глобули" - шарики из теста, обжаренные в оливковом масле или топлёном сале, смазанные мёдом и посыпанные маком, а также многие другие изделия из теста или морепродуктов. Из Древнего Рима в международную кухню пришли и салаты, где под салатом вначале понималось одно-единственное блюдо, состоявшее из порезанных эндивия, петрушки и лука, приправленных мёдом, солью, уксусом, иногда с добавкой оливкового масла, а после I века н.э. и с добавкой молотого чёрного перца.
Широко использовались изделия из рубленого мясного фарша (иногда с добавкой в фарш лука, чеснока, зелени петрушки и укропа), из которого на решётках жарили плоские круглые (диаметром около 8-10 см и толщиной 2-3 см) подобия современных рубленых бифштексов. Такие "котлеты" были древнеримским вариантом современного фаст-фуда - их обычно жарили прямо на улице и тут же продавали, выкладывая горячими на кусок хлеба. Эта трапеза на скорую руку сопровождалась кружкой разведённого горячей или холодной водой (по погоде) вина. Вино в Древней Греции и в Древнем Риме широко использовалось вместо современной чайной заварки и, приблизительно, в таких же количествах по отношению к воде. Из Древней Греции было заимствовано и творчески обогащено множество рецептов колбасных изделий, приготовленных в естественных животных оболочках, - сразу употребляемых варёных и варено-копчёных, а также колбасных изделий длительного холодного копчения с подсушиванием для обеспечения их долгой сохранности. Последнее имело особое значение в снабжении стойким в хранении мясным продовольствием удалённых римских гарнизонов. Особенно распространён был простой вид botulus - кровяная колбаса, которую продавали на улице. Самой популярной была луканская колбаса - копчёная свиная колбаса, богато приправленная специями. Римляне были большими умельцами в приготовлении различных видов свиного сала, а также хорошо сохраняемых окороков и копчёностей, которые обязательно входили в рацион легионеров. Древнеримские легионеры варили с этой свининой свои щи и борщи, что позволяло избегать отравлений даже при некоторой порче этих продуктов. И поныне итальянцы непревзойдённые специалисты в приготовлении множества разных видов свиного сала и продуктов из свинины. Богатые римляне из мяса предпочитали молочного поросёнка, баранину, козлятину, дичь, морскую рыбу, устрицы. А вот бедные слои и армия в основном питались мясом буйвола, поэтому именно к I в. до нашей эры относится массированное разведение этого животного. Римляне первыми поняли, что хорошее питание и уход напрямую связаны с весом животного. Буйволы эпохи Древнего Рима были необыкновенно велики, а их поголовье стало настолько значительным, что этот вид стал основной статьёй экспорта в провинции. Счета из британского лагеря Виндоланда говорят, что легионеры ели много ветчины. Одна прелесть при отсутствии холодильной техники - едите всегда свежее, только забитое мясо (иначе оно испортится).
Рыбу варили в солёной воде, поджаривали на гриле, тушили, готовили на углях, запекали и делали фрикасе. Апиций советовал к устрицам соус из перца, любистока, яичного желтка, уксуса, гарума, оливкового масла, вина, мёда. Устрицы, по мнению Апиция, подходили для приготовления запеканки из варёной курицы, луканской колбасы, морских ежей, яиц, куриной печени, филе трески и сыра, а также овощей и приправ. Римляне готовили различные острые рыбные соусы: гарум из макрели, мурия из тумаков, алекс из остатков макрели и тумаков или из обычной рыбы.
Античные народы любили молочные блюда и сыры. Любопытно, что пить цельное молоко считалось излишеством, вредным для здоровья взрослых, и его всегда разбавляли водой. Это был один из распространённых напитков, наряду с ячменной водой (вроде современного кваса) и разбавленным вином. Римляне усиленно развивали виноградарство, и обычно пили вино, разбавленное холодной или горячей водой - в горячем виде этот напиток служил им вместо нашего чая, который они не знали. Римляне считали пиво напитком презренных варваров, вино подогревали зимой в подобии самовара, делали аналоги глинтвейна.
Особенно был популярен широко производимый в Римской империи знаменитый острый соус гарум (в некоторых древнеримских провинциях его называли гарон) - его готовили из рыбы, которую заливали рассолом и оставляли в нём на 2-3 месяца. Гарум применялся как к солёным, так и к сладким блюдам, был очень популярен в римской кухне простых граждан и знати, в римской поваренной книге Апиция I века н. э. гарум входил в состав большинства рецептов (Апиций употребляет второе название соуса - liquamen, которое означает "жидкость"). Этот соус приготавливался методом ферментации солёной рыбы: анчоуса (хамсы), тунца, скумбрии, иногда моллюсков в сочетании с ароматическими травами, ферментация проводилась в больших каменных ваннах под действием солнца. В соус также добавлялись уксус, соль и оливковое масло, перец или вино. Гарум также считался лекарственным средством и применялся при укусах собак, нарывах, поносе. Приготовление соуса из-за распространения отвратительного запаха было запрещено в городах. По всей империи соус рассылался в маленьких амфорах и в некоторых регионах полностью заменил соль, поскольку был весьма солёным. В эпоху Рима кислое значило в первую очередь уксус, сладкое значило мёд. Многие рецепты Апиция предусматривают одновременное употребление обоих этих продуктов.
Из пряностей римская кухня использовала "laser", смолу с чесночным вкусом и едким запахом, которая добывалась из корня ферулы, а позднее (это растение исчезло по неизвестным нам причинам уже в I веке н.э.) - из растения "аsa foetida", которое и сегодня используют на Востоке, а также нард, сумах дубильный, соссюрею и миртовые ягоды. В I веке стремительно распространяется перец, хотя Плиний в Естественной истории ещё изумляется успеху этой приправы. В книге Апиция перец входит почти во все рецепты, включая сласти и даже вина. Другие пряности используются почти исключительно в медицинских целях и при изготовлении духов. Между V и VI веками появляются новые специи, в том числе имбирь и шафран, причём последний - со специфической целью окрашивания, которая позже станет типической чертой средневековой кухни, "propter colore". В одной из средневековых рукописей, сохранивших текст кулинарной книги Апиция, в приложенных к нему списках продуктов упоминается также гвоздика.
Некоторые города и провинции были известны своими продуктами: например, в Венафро и Казине изготавливали первосортное оливковое масло, в Помпеях было крупное производство гарума, из Пицена поставляли в Рим лучшие сорта столовых маслин. В долине реки По и Галлии производили превосходное копчёное сало, свинину и ветчину, из Брундизия завозили устрицы, из Тарента, Аричча и Остии - порей, Равенна славилась спаржей, Помпеи - капустой, Лукания - колбасой. Молочные продукты, поросята и ягнята, домашняя птица и яйца в Рим поступали из окрестных пригородных имений, а из области вестинов в Центральной Италии, из Умбрии и Этрурии - сыры. Леса около Циминского озера и под Лаврентом поставляли в изобилии дичь.
Традиционно римляне употребляли в пищу груши, черешни, сливы, гранаты, айву, фиги, виноград и яблоки (существовало до 32 видов культивированной яблони). В I веке до н. э. в садах Италии появились восточные фрукты: вишни, персики и абрикосы. Фрукты употреблялись в свежем виде, законсервированные в меду или виноградном соке, сушёные, а также в составе вторых блюд и закусок; например, у Апиция описаны рецепты персиковой и грушевой запеканок. Долгое время в городе бедняки имели возможность выращивать овощи на грядках: женщины выращивали "грошовые овощи", Плиний Старший называл огород "рынком бедняка". Позднее с началом быстрого роста городского населения, бедняки были вынуждены покупать овощи.
В эдикте Диоклетиана о максимальных ценах (начало IV века н. э.) устанавливались твёрдые цены на продукты питания и расценки на работу ремесленников и других профессий (например, пекарь получал 50 денариев в день, уборщик канала - 25, художник по фрескам - 150). Цены на некоторые продукты питания по категориям:
Птица, цена в денариях за штуку: откормленный фазан - 250, откормленный гусь - 200, павлин - 300 за самца, 200 за самку, пара кур - 60, утка - 20.
Морепродукты, цена в денариях за либру (327,45 г): сардины - 16, маринованная рыба - восемь, но одна устрица за один денарий.
Мясо, цена в денариях за либру (327,45 г): галльская ветчина - 20, луканская колбаса - 16, свинина - 12, матка свиньи - 24, говядина - восемь.
Овощи, цена в денариях за штуку: морковь - 0,24; огурец - 0,4; тыква - 0,4; капуста - 0,8; артишок - 2.
Фрукты, цена в денариях за штуку: яблоко - 0,4; персик - 0,4; фига - 0,16; лимон - 25.
Жидкие продукты, цена в денариях за секстарий (0,547 л): оливковое масло - 40, гарум - 16, мёд - 40, уксус винный - 6.
Завтрак являлся самым лёгким приёмом пищи римлянина и зависел от вида работы, распорядка дня и социального положения. Обычно завтрак проходил между 8-9 часами утра, первоначально римляне употребляли на завтрак похожие на хлеб лепёшки с солью, яйцами, сыром, мёдом, а также иногда оливки, финики, овощи, в богатых домах также мясо и рыбу. К напиткам на завтрак относилась вода, редко молоко и вино. Обедом у римлян назывался лёгкий обед или перекус в 12-13 часов: подавались на обед по большей части холодные закуски, такие как ветчина, хлеб, оливки, сыр, грибы, овощи и фрукты (финики), орехи. Обед был разнообразнее завтрака, но всё же не имел особой важности, поэтому некоторые римляне перекусывали стоя, иногда в качестве обеда разогревалась пища, оставшаяся с ужина прошлого дня. В качестве напитка подавалось вино с мёдом. После обеда жарким летом начиналась, по крайней мере для представителей высшего сословия и солдат, сиеста (meridiatio) продолжительностью 1-2 часа, школы и лавки также закрывались в обеденное время. В высших сословиях, представители которых не работали физически, было принято улаживать дела до обеда. После обеда завершались последние дела в городе, затем шли в термы, и между 14-16 часами начинался ужин. Иногда ужин затягивался до поздней ночи и заканчивался выпивкой. Во времена царей и ранней республики во всех сословиях ужин был очень простым: состоял из каши из зерна - пульса. Более богатые слои населения ели кашу с яйцами, сыром и мёдом. Изредка к пульсу подавали мясо или рыбу. Позднее для большинства населения ничего не изменилось, мясо подавалось лишь на праздники. Многие питались в дешёвых забегаловках или покупали еду на улице, так как не имели возможности готовить в узких квартирах.
Первоначально древние римляне ели в атриуме, сидя у очага, только отец имел право возлежать, мать сидела в ногах его ложа, а дети размещались на скамейках, иногда за особым столом, на который им подавались небольшие порции. Рабы находились в той же комнате на деревянных скамейках или же ели вокруг очага. Позднее стали устраивать особые залы - триклинии - для званых обедов, в которых стали принимать участие и жёны с детьми, им также было позволено есть лёжа. Первоначально этим словом обозначали установленные буквой П трёхместные обеденные кушетки (клинии), затем название закрепилось за самим помещением столовой комнаты. В богатых домах бывало по несколько столовых для разных времён года. Зимний триклиний часто помещался на нижнем этаже, на лето столовая переносилась в верхний этаж, или же обеденное ложе ставилось в беседке, под навесом из зелени, во дворе или в саду. Римляне переняли от греков обычай есть лёжа (около II века до н. э. после походов на Восток). С этой традицией в Древний Рим пришла и мебель: клинии и триклинии - три клинии, окружавшие с трёх сторон небольшой столик для блюд и напитков. Каждое из лож в триклинии имело собственное обозначение: посередине lectus medius, справа от центральной клинии lectus summus и слева lectus imus. На нижней (левой) клинии располагался хозяин дома со своей семьёй, две других предназначались гостям, причём на среднем ложе размещали наиболее важных гостей. Самым почётным местом на каждом ложе было левое, за исключением среднего ложа, где почётным местом считалось правое, которое находилось рядом с местом хозяина. Каждая клиния была рассчитана максимум на трёх человек. К концу существования республики стали входить в употребление круглые и овальные столы. Вокруг такого стола стали устраивать одно ложе в виде полукруга - сигму (ложе для 5-8 человек, изогнутое в форме греческой буквы сигма) или стибадий (полукруглое ложе, на котором могли разместиться только шесть или семь человек). Места на ложе не отделялись подушками, вокруг всей сигмы шла одна подушка в виде валика, на которую и опирались все возлежавшие. Само ложе по-прежнему устилалось коврами. На сигме почётными местами были крайние; первое место было на правом краю, второе - на левом; остальные места считались слева направо.
В большинстве древнеримских хозяйств посуда была из дешёвого дерева или глины, в состоятельных из тонкого стекла, олова, бронзы, серебра, золота, существовала посуда из свинца. Ложки были вроде суповых и десертных для яиц и улиток, но больше ели руками, потому их мыли до еды и во время еды, ещё перед едой могли поменять одежду и помыть ноги. Для напитков использовались: cantharus - кубок с двумя ручками на ножке, cymbium - чаша без ручек в форме лодочки, patĕra- плоская чаша, применявшаяся прежде всего в культовых обрядах; calix - кубок с ручками; scyphus - кубок без ручек; phiăla - чаша с широким дном; scaphium - чаша в форме лодочки. Имелся в обиходе зубной порошок. Кости, листья салата, скорлупа орехов, косточки винограда и прочее - бросались на пол, затем рабы подметали так называемое "собранное", любили делать мозаики на полу в виде объедков, чтобы пьяные их пинали и потешали пирующих.
Заведения быстрого питания в Древнем Риме посещали простые люди из низших сословий (рабы, вольноотпущенные, матросы, носильщики, ремесленники, подёнщики, а по представлению Ювенала, также бандиты, воры, беглые рабы, палачи и гробовщики, которые не имели возможности готовить в своих тесных жилищах, а также рабочий люд и путешественники. Лишь изредка аристократы появлялись в таких заведениях, и те, кого узнавали, могли потерять уважение общества, этот факт могли использовать политические противники. Закусочные и бары служили не только для приёма пищи, но и для общения и развлечения, практиковались игра в кости, выступления танцоров или певцов. Бары и закусочные наполнялись скорее к вечеру и до ночи были открыты, многие были открыты и днём, особенно находившиеся вблизи терм (в имперский период - также и в термах) или других мест массового увеселения. В тавернах подавали недорогое итальянское вино, в Галлии также и пиво, оливки или другие закуски; ели стоя или сидя за столиком. В попинах подавали горох, бобы, лук, огурцы, яйца, сыр, фрукты в зависимости от сезона, несколько мясных блюд для более состоятельных клиентов, пироги и выпечку. В Помпеях было раскопано множество термополиев и попин - забегаловок с прилавками, выходящими на улицу: в помещении находились глубокие сосуды, в которых были котлы с пищей, в попинах зачастую предлагали свои услуги проститутки.
В I веке до н. э. появляются три первых специализированных кулинарных труда Гая Матия о поварском деле, о рыбе и о заготовках. Единственная дошедшая до нас римская кулинарная книга гурмана Апиция появляется в I веке. Произведения Плутарха являются одним из важных источников информации об античном быте и традициях. В "Этике" Плутарх описывает в том числе триклинии, поведение за столом, а также темы для разговоров и развлечения. В V веке в "Сатурналиях" Макробий подробно обсуждает названия многочисленных орехов и фруктов, известных в те времена, и рассказывает об исторических пирах. В VII веке Исидор Севильский в 10-й книге "Этимологии" описывает пищу римлян.