Александра Ивлева, или Weld Queen, - сварщик и художник. Варит в вечерних платьях из огнеупорного брезента, носит маску как кокошник и создает Дорифоров и Мадонн.
На огромном предприятии с невыговариваемым названием ВНИИМЕТМАШ есть особенный корпус. Там внутри цветные стены, в одной из комнат - девичья гардеробная, и все вокруг заставлено цветными скульптурами из металла. Здесь трудится Weld Queen (англ. - "королева сварки") - художник Александра Ивлева. Три года назад она арендовала это помещение, сделала в нем ремонт и принялась варить. Сталь, а не борщ.
"Моя мама - профессиональный повар, - рассказывает Александра. - И она мне все детство говорила: "Саша, только не в повара, это тяжелая работа, все время на ногах, кастрюли таскаешь..." Теперь я смеюсь: "Мама, я тебя послушалась, я не повар. Но тоже варю".
Саша не планировала становиться ни художником, ни сварщиком. Просто одиннадцать лет назад к ней стали приходить идеи, и она начала рисовать маслом. "Но это было не то, - говорит она. - Я искала свой материал. Пришла к отцу и попросила: научи меня варить". Папа-инженер только обрадовался, и вскоре Саша стала варить металлические светильники: "Я брала железку в руки и понимала, что меня как магнитом тянет".
Потом Саша получила профессиональное образование - выучилась в колледже и стала сварщиком третьего разряда. Возможно, она даже пошла бы когда-нибудь работать на завод. Но в 2015 году ее разбудил кот. Вернее - идея: создать скульптуру медитирующего кота. "Я проснулась и села на кровати в позе лотоса. И представила себе, что я большой медитирующий кот. Как будто ощутила себя в его теле, - вспоминает она. - Представила, что люди приходят, садятся ко мне, и им так спокойно становится. И я помчалась его делать". Через два месяца медитирующий кот Тихвами впервые отправился на выставку.
С тех пор идеи скульптур стали приходить одна за другой. Саша так и говорит: "приходить" - они появляются сами. "Как-то я ехала в поезде и просто рисовала. Рисую, линия идет, идет... И я понимаю, что это человек.
Говорю ему:
"Привет, а как тебя зовут? И тут же отвечаю сама: Казанова! Ну ты красавчик вообще!"
Теперь Казанова живет в ее мастерской. Это ярко-оранжевый железный "мужчина", на которого можно сесть и покачаться. Саша любит делать качалки, называет их интерактивными скульптурами. Ее работы часто размещают не в музеях, а в парках: там они служат и скамейками, и качелями, и украшением. Каждый человек, который садится на такую скульптуру, создает собственный перформанс - и для себя, и для окружающих.
Первой качалкой Саши стал "конь-огонь" - лошадка красного цвета: "У друга был день рождения, и я думала - что подарить большому мальчику? И решила, что о такой лошадке мечтал каждый ребенок". А потом пошли скульптуры-"люди". "Это Дорифор, - знакомит нас Саша. - Античный канон мужской фигуры. Современный Дорифор - это ухоженный мужчина, обязательно с бородой. Я сама не поклонница бородатых мужчин, но это так отражает нашу действительность..." Есть и женский аналог - Мадонна. У скульптур нет лиц: предполагается, что зритель нарисует его в воображении сам.
Саша показывает нам свой гардероб. "Это традиционное русское сварочное платье, когда я его надеваю, то маску ношу как кокошник, - рассказывает она. - Это - вечернее, с воланами, можно надеть на открытие выставки. А вот ангельский костюм. Ангелы - это наши помощники, они латают дыры мироздания, и когда они это делают, им нужны крылья в цвет облаков, чтобы маскироваться...".
Все эти костюмы сшиты из огнеупорного брезента, в каждом из них Саша варит. Это часть ее мифологии. Мира, который она придумала сама и о котором вполне можно написать книгу вроде "Властелина колец". В нем есть и галактические сварщики, и сварщик-супермен. Сейчас на Саше, правда, обычный рабочий костюм, а с ним - специальные ботинки с железными носами: "Чтобы, если сюда упадет железка, у меня не расплющился палец". Свои костюмы Саша придумывает сама. И проводит в них перформансы и мастер-классы.
"Как на улице смотрят? Шеи сворачивают! Как-то зимой надела русское платье, маску как кокошник, шубу, шла в сторону Парка Горького. И кто-то сфоткал меня сзади. А потом я нашла это в огромном паблике во "ВКонтакте" с подписями типа: "Кто эта женщина, куда она идет?"
К нарядам Саша добавляет "сумку для сильных женщин", сваренную из арматуры, - она, в общем, не так уж много весит, обычные женские сумки бывают и потяжелее.
Еще есть авоська с бутылкой пива - ее надо носить со спортивным сварочным костюмом. Он появился после одной профессиональной выставки - Саша часто на таких бывает. "Это было под конец, все были уже веселые, и подходит ко мне парень и говорит: "Саша, ну ты же сварщик третьего разряда! И я сварщик! Мы такие клевые!" Такой четкий парень, и видно, что я ему братан по полной программе, - смеется она. - Он мне повторил это раз десять. И в 5.30 утра меня разбудила идея: надо сделать спортивный сварочный костюм для "четких ребят", а к нему авоську из арматуры с пивом и семечками".
Хотя сварщики - "четкие ребята" и могут иногда выпить пива, Саша просит не думать о них шаблонно. "Все эти стереотипы о "вечно пьяных сварщиках"... Да сварщик не может быть пьяным на заводе, потому что его просто не допустят к работе! От того, что он делает, зависят жизни людей".
"Когда я при знакомстве с мужчиной говорю о своей работе, первая реакция - недоверие. Спрашивают: "Шутишь, что ли?" Потом я рассказываю, и у них появляется подозрение, что я и правда сварщик, - рассказывает Саша. - А на выставках, когда я прихожу в маске, иногда иронично спрашивают: "А сварщик-то настоящий? Что, правда варите?" Что тут ответишь? Ну да, варю...".
Сакраментальное "ну ты же девочка" Саше слышать доводилось. Но только не от близких людей - они ее поддерживали изначально. "Но вообще, когда я в сварочном платье, ни у кого не возникает сомнений, что я девочка", - улыбается она.
На мастер-классы, которые Саша иногда проводит на фестивалях, приходят и женщины, и мужчины. Саша говорит, что научить азам несложно, а "люди счастливы невероятно - их как в космос свозили".
"Представляете, стоит такая красивая современная девочка и напильником отшлифовывает сердце, которое сама же сварила. Может, она и делает все чуть неуклюже. Но это даже со стороны выглядит потрясающе."
И хотя Саша - настоящий сварщик, себя она называет художником: сварка для нее - это прежде всего технология. Она пока не зарабатывает на своих скульптурах, но говорит, что дело движется: покупателей и приглашений на фестивали становится все больше. Зовут в том числе и за рубеж, например на фестиваль Burning Man, который пройдет в августе. "Для меня деньги, которые я получаю от продажи скульптур, - просто ресурс, чтобы делать новые работы, - признается Саша. - У меня дорогое производство, но все затраты кажутся смешными по сравнению с тем, что я должна сделать".
Возможно, работать сварщиком на заводе было бы выгоднее, чем заниматься современным искусством. Но Саша на такие слова только смеется. "Если я сейчас приду на завод, меня просто не допустят - у меня нет ни специального удостоверения, ни опыта. Но если вдруг стране будет не хватать кадров и Weld Queen "призовут"... Конечно, чем смогу, помогу".