21 октября 2018 года в 05:07

Фотолюбительство в СССР

Интересно, многие ли начинающие фотографы помнят "аналоговое" фото. С проявкой пленки в бачке, печатью фотографий при свете красного фонаря. Завораживающий процесс проявки фотографии в кювете. Сейчас наверняка начинающие фотографы думают, что фотография появилась вместе с "Фотошопом". Давайте вспомним, какой была настоящая фотография, когда многие из нас были школьниками.                                    






Помнится, в 90-м году прошлого века мой дед подарил мне фотоаппарат "Зоркий 2С", культовую в то время книгу "25 уроков фотографии" ну и фотоаксессуары - бачок, кюветы, красный фонарь, увеличитель, глянцеватель.
Сейчас, в век цифрового фото, трудно даже представить, как заряжали пленку в фотоаппарат. Шансов сделать дубль фотографии не было, поскольку твой ресурс ограничивался 36 кадрами. Посмотреть фотографию сразу после съемки было нельзя.    


У многих моих сверстников популярным тогда был фотоаппарат "Смена 8М", купить его в магазине можно было за 15 рублей. У увлеченных школьников деньги на обеды в школе не тратились, а копились и через два месяца "голодовок" заветный фотоаппарат становился приобретался.
На следующий день после покупки начинающий фотолюбитель бежал в школу с новым "фотиком", "пощелкать" друзей, школу и все что попадет в объектив.    


Вместо флэшек носителем информации была пленка на 36 кадров.  
Все мы "фоткали" на Свему или Тасму, для улицы брали на 65 единиц светочувствительности, а для помещения на 130. Фотовспышка была роскошью, да и питалась только от розетки. Цена вопроса той пленки была от 35 копеек до 1 рубля.    


Так вот, в полной темноте - в ванной комнате или с намотанными на руку одеялами - надо было плёнку вынуть из упаковки и намотать на маленькую бобину вроде катушки для ниток, затем вставить бобину в кассету и закрыть крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных отснятых плёнках на свету. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат.    


После того, как плёнка отснята, её надо проявить. Для чего её наматывают на специальную спираль и помещают внутрь светонепроницаемого бачка (частью которого спираль и является). Наматывать плёнку, разумеется, тоже надо в полной темноте.
Затем - уже на свету - в бачок надо залить проявитель. Проявитель надо приготовить заранее.    


Также существовали " волшебные порошки" - проявитель и фиксаж . Без них ни пленку проявить, ни фотографии напечатать. Юные любители химии могли приготовить проявитель и фиксаж в домашних условиях.    


Родители понимая ваше увлечение часто на день рождения дарили фотоувеличитель. В Советском Союзе было много моделей, но практически все начинали с самого дешевого "Любитель". Стоил он тогда 16 рублей 37 копеек!
Так же приобретался красный фонарь, ванночки для проявителя, закрепителя, промывки.
И вот тогда начиналось волшебство! Когда все уходили спать вы закрывались в ванной, завешивали окна и включали красный фонарь, он не засвечивал фотобумагу.Так же и на фотоувеличителе было поворотное красное стёклышко. И начинали печатать "фотки".    


Красный фонарь, который не давал засветиться фотобумаге при печати.    


Помните такие названия фотобумаги: Березка, Самшит? Фотобумага делилась на глянцевую и матовую. Самый популярный размер фоток был 9 на 12!    


Но напечатать с негатива фотографии, на фотобумаге было полдела. Нужно было их проявить, наблюдая в проявителе как проступает силуэт образа, все четче и становясь все контрастнее и реалистичнее, а потом не "проспать" момент когда поддев пинцетом переложить его вначале в воду, а потом в закрепитель (фиксаж).
Помните как считали время экспозиции - светлый негатив - значит раз, два, если темный то дольше. Найти нужное время, и определить его на глаз это было мастерство!
Но чаще всего в ванной комнате, при свете красного фонаря вы, наверное, были не один, а с друзьями, которые как и вы были увлечены этим делом.    


После того, как все нужные фотографии были отпечатаны, наступал волнительный момент глянцевания. Для этого надо было иметь глянцеватель - специальную электрическую штуковину.
Главными деталями штуковины были два гибких зеркальных листа металла. При помощи специального резинного валика, уложенная эмульсией на лист мокрая фотография раскатывалась.
Затем листы с приклеенными намертво фотографиями вставлялись в глянцеватель, который был чем-то вроде электрической жаровни.
Под действием высокой температуры фотографии высушивались, а кроме того приобретали характерный блеск - глянец.    
А на следующий день в портфеле, в черном непрозрачном конверте от фотобумаги вы несли в школу, сделанные самим, фотографии! Ловя восхищенные взгляды одноклассников, а быть может своей первой любви, девчонки с косичками за соседней партой.
Все это было, сейчас это Ретро, а тогда была жизнь, с ее маленькими радостями, которые нам казались большими!!!    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Море с доставкой на дом: романы на побережье Юморок В Новосибирске минивэн сбил ребёнка на снегокате Сама даю Миллиардер скупает исторические здания в курортном городке США Намешалось В Калининграде велосипедист избил охранника Словачку могут посадить на три года за прослушивание оперы Верди Испанский водопроводчик обнаружил золотые ожерелья возрастом 2500 лет Самые раздражающие клише из фильмов ужасов 15 вещей из СССР, которые без сожаления заменили на современные аналоги, но о них до сих пор вспоминают… Отличный пендель