Тысячи лет назад, из племён неолитической культуры образовались две северные народности - ханты и манси. До 1930 годов их называли вогулами. И в наше время эти российские народы сохранили свои древние традиции: шаманизм, язычество и поклонение тотемам. Ханты и манси, так же, как и их предки, занимаются скотоводством и охотой.
В конце XIV века ханы из Средней Азии послали на Урал мусульманских проповедников, чтобы склонить к своей вере как можно больше местных жителей. Это были исламские богословы с воинами из армии узбекского хана Шейбана.
Прорываясь вглубь Урала, мусульмане потеряли большое количество своих людей, особенно во время смертельного боя на Иртыше. Но проповедники добились своей цели, сибирские татары, ханты и манси приняли ислам.
В Сибирской летописи Саввы Есипова есть свидетельства, что в XVII веке, многие местные жители были мусульманами. Хотя есть и более ранние данные о том, что ещё в XII веке "повелитель богословов" - Багаутдин аль-Балти дал указание проповедовать среди ханты и манси "закон Магомета".
На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе РФ работает 18 мечетей и 9 молельных домов.
Среди ханты и манси есть и христиане, но несмотря на различные вероисповедания, они все равно остаются язычниками. Верят в нескольких богов, и даже приносят им "жертвы".
Православные иконы воспринимаются ими как их языческие изображения, а сами святые заняли места верховных божеств, например, Дева Мария считается у них богиней земли.
Почётное место в верованиях уральских народов занимает медведь. Если во время охоты зверя убивали, то в честь этого события устраивали большой пир, с ритуальными действами - прощание с медведем. Если же косолапый нападал и убивал человека, то пощады ему не было.
Историки утверждают, что вплоть до XX века у уральских жителей держался обычай снимать скальп с врагов, и в качестве даров размещать на деревьях. Это было обусловлено тем, что люди верили: если с черепа врага снять волосы, его душа умрёт. Археологи обнаружили в могильнике под Сургутом человеческий череп, со следами снятия скальпа. И в эпосе хантов есть описание сражения воина Гагары и вражеского предводителя, когда победитель снимает с поверженного вождя скальп и вешает на дерево.
Ханты и манси рано начинали обучать своих детей, в 12 лет те уже знали все основные навыки ведения хозяйства: девочки - убирали дом и место содержания скота, а мальчики - осваивали профессию пастуха, и приобретали навыки охотника. Девочки в основном развлекали себя рукоделием, а мальчики - оружием.
Особое отношение у уральских народов было к куклам, все детские игрушки были лишены лица. Они верили, что если у куклы человеческие черты, то это изображение божества, и к нему нужно относиться соответственно. Даже в наше время они стараются не покупать современные игрушки.
В народном эпосе говорилось, что у людей несколько душ, причем у мужчин - пять или семь, а у женщин - четыре. Но чтобы в человеке оставалась жизнь, у него должно быть всего две души. После смерти, одна должна была вселиться в новорожденного ребенка, а вторая - перейти в мир мертвых.
По данным археологов, ханты и манси приносили в жертву богам животных. Например у войкарских хантов был ритуал под названием "девушка-собака". По легенде, бог Курык хотел жениться на одной красавице, но она решила его обмануть и нарядила вместо себя собаку. С тех пор появилась традиция: каждые семь лет животное переодевали в женскую одежду, торжественно семь раз катали по священному озеру, а затем собаку топили. Люди верили, что этот обряд поможет им помириться с духами.
Этнографы отмечают в своих исследованиях, что по обычаю, каждый манси за свою жизнь должен принести в жертву: лошадь, петуха, овцу, быка и оленя.
Кстати, в любимых многими сказах Бажова очень много персонажей из эпоса уральских народов. Так, Олень Серебряное копытце взят из мифа про небесного лося, под ноги которому ставили блюдо из серебра. А дух огня, которого представляли в виде женщины в красной одежде, стал прообразом Огневушки-поскакушки. В одной из хантыйских сказок, отец с матерью предали огню свою дочь, чтобы тот смилостивился над ними.