Одиннадцатилетний Дима со своим братишкой Олежкой, который был младше него на 2,5 года, гостил в городе у бабушки. Нельзя сказать, что им там особенно нравилось, но были в этом и свои плюсы: можно было поесть мороженого, которое в их деревне бывало только зимой и то крайне редко, а так же покататься на каруселях в парке отдыха. На этом, пожалуй, плюсы заканчивались. Август уже перевалил за середину, и бабушка решила вернуть своих внуков родителям. Это были те годы когда, чтобы позвонить в отдаленную деревню, необходимо было заказать переговоры, в назначенное время подойти в переговорный пункт и, дождавшись когда соединят с абонентом, попытаться разобрать что же тебе хотят сказать на том конце провода, потому что качество связи было... в общем, не было никакого качества. Телеграмма в деревню за 150 км в то время шла несколько дней. В виду данных обстоятельств, бабушка решила, что сообщать родителям и ждать пока они заберут своих детей это долго, а надоели они уже сейчас, поэтому решила, дав телеграмму, что бы встречали, везти их сама.
Поездка из города в деревню была делом довольно затейливым, поскольку рейсовые автобусы в деревню из райцентра не ходили, и добираться приходилось на попутках. План бабушки был следующим: она на автобусе рейсом Стерлитамак - Киргиз-Мияки довозит внуков до райцентра соседнего района (от которого до деревни около 40 километров), сажает их на попутку, которая довезет внуков до "Сатаевского" перекрестка (где их должны встретить родители) и на этом же автобусе рейсом Киргиз-Мияки - Стерлитамак уезжает домой. Была в этом плане одна не большая брешь: деревня была на отшибе от основных дорог, но эта брешь легко закрывалась простым закрыванием на нее глаз.
Рано утром выехав из города и благополучно доехав до райцентра, бабушка тут же купила себе обратный билет. Автобус отходил через час, а значит, на поиск попутки было около получаса. Встав на перекрестке и проголосовав минут 15, был остановлен КамАЗ.
- Куда вам? Спросил водитель.
- А сам куда едешь? Вопросом на вопрос ответила бабушка.
- В Белебей.
- А через "Сатаевский" перекресток едешь?
- А где это?
- Да у тебя по дороге же должен быть.
Сказала бабуля, свято уверенная, что иного пути нет и быть не может.
- Ну, значит еду.
Бабуля посадила внуков в кабину КамАЗа, дав им наказ:
- Доедите до "Сатаевского" перекрестка, там вас отец встретит. Ну а если не встретит дойдете пешком. Там не далеко, всего 8 километров.
Дима хотел было возразить, что он плохо представляет, где этот "Сатаевский" перекресток, но подумал, что родные места уж узнает. Олежка же ничего не подумал, он знал... знал, что с ним старший брат который выше, сильнее, умнее и хоть они часто ссорятся, но он всегда его защитит и поможет. Поэтому мальчишки особо не переживали. Восемь километров пешком идти, конечно, не хотелось, но хотелось домой и поэтому это расстояние их не пугало.
Первые тревожные мысли в головах мальчишек возникли когда, судя по прошедшему времени, уже должны были появиться родные места, а их всё не было. А когда грузовик проехал железнодорожный переезд, которого вовсе не должно было быть, мальчишки поняли, что что-то пошло не так.
- Дим, а куда мы едем? Тихонько спросил Олежка.
- Я и сам не знаю.
- А где нам выходить?
- Ну, тут точно не стоит, мы же даже не знаем где мы и в какую сторону ехать. Поехали в Белебей.
Спустя некоторое время на перекрестке они увидели дорожный указатель направления, судя по которому до Белебея было 12 километров, а до Бижбуляка (райцентра их района, от которого до деревни 25 километров) 45 километров.
- Нам тут! Почти хором крикнули братья.
Высадившись на перекрестке, они принялись голосовать. Направление, в котором им нужно было ехать, уже было известно и это вселяло не малую долю оптимизма. Который прошел, когда более чем за час стояния их никто не захотел подобрать. А когда мимо них проехал автобус с надписью Белебей-Бижбуляк, не обратив внимания на их сигналы, настроение совсем испортилось.
- Пошли пешком. Предложил Димка.
- Далеко же. Как мы пройдем 70 километров!? Заныл Олежка.
- А ты предлагаешь тут ночевать!?
И они двинулись пешком. Пройдя километров пять, они наконец-то сумели поймать попутку, которая довезла их до еще одного перекрестка. Водитель их высадил и указал направление, в котором братьям предстояло двигаться дальше. Осознав, что пешком они хоть и медленно, но все же приближаются к конечной цели, Олежка уже не ныл, а просто понуро брёл, мечтая о том, чтобы им попалась попутная машина, которая довезет их до родной деревни. Иногда их подбирали, подвозили до ближайшей деревни и дальше они опять шли, упорно приближаясь к намеченной цели. Напоследок им повезло, уже в сумерках их подобрал мужик на мотоцикле с коляской, который, не смотря на то, что его деревня была ближе, провёз мальчишек еще 5 километров и высадил на перекрестке в Бижбуляке. План минимум был выполнен! Радость омрачало то, что хотелось есть, пить и спать, а ничего из перечисленного сделать было не возможно. Еды не было, воды не было, пойти поспать было некуда. К тому же был страх, что местные их отлупят. Отлупят просто потому, что братья не местные. Был тогда такой обычай. Жажда всё же пересилила страх и заставила идти искать воду. В полукилометре от перекрестка была найдена уличная колонка и хотя бы одна проблема решилась. На улице к этому времени уже совсем стемнело, и продолжать движение не было ни сил, ни смысла.
- Дим, давай поспим. Стал просить младший, думая, что старший брат решит двигаться дальше.
Димка к этому времени уже тоже был измотан, хоть и не показывал виду.
- И где ты собираешься спать?
- Ну давай хотя бы на скамеечке на остановке.
- Давай. Дима понимал, что Олежка уже скоро начнет вырубаться.
Придя на остановку, они обнаружили, что скамейки на остановке все сломаны и даже просто посидеть им не удастся. Оставалось лишь сев на корточки прислониться к остановке и дремать в такой позе. Августовские ночи в этом регионе не радуют свой теплотой, и вскоре Олежка вновь позвал брата:
- Дииим, мне холодно.
Сняв с себя олимпийку и оставшись в одной футболке, Димка протянул ее младшему.
- На, надень.
- А как же ты?
- Ничего, я закаленный. Надевай!
Натянув олимпийку и немного согревшись, Олежка задремал. Тогда как Дима теперь уже точно мог забыть о сне. Он ходил вокруг остановки подпрыгивал, тер плечи руками, что бы разогнать кровь и хоть на немного почувствовать себя теплее.
С первыми утренними лучами, очнулся от дрёмы младший:
- Ты спал? Спросил он брата.
- Ага, как же! Димка замерз настолько, что ему уже не хотелось быть героем для братишки, а хотелось лишь согреться.
Олег протянул брату олимпийку:
- Спасибо! А я всё же покемарил немного.
Братья вышли на дорогу. В этот день удача была на их стороне, не прошло и 15 минут, как их подобрал мотоциклист на "Урале" с коляской, который довез их до соседней деревни. До дому мальчишкам оставалось пройти всего 3 километра.
По дороге они обсуждали, что будут говорить и как оправдываться. Ожидали нагоняй и думали, как бы маме не стало плохо с сердцем. Войдя в родной двор, они увидели отца, который спокойно возился по хозяйству. Он не был похож на человека, у которого пропали дети. Что, в общем-то, и неудивительно, телеграмма о том, что сыновей нужно встретить, пришла лишь на следующий день.